Духовная жизнь начинается с покаяния

В православной иконописной традиции и в православном Предании принято это явление признавать за символическое, прообразовательное явление Святой Троицы.

Более явственным образом Пресвятая Троица открылась во время Крещения Господня: Святой Дух сходил в виде голубя на Богочеловека Иисуса Христа, воплотившегося Сына Божия, и был глас с небес: Вот Сын Мой возлюбленный (Мф. 3, 17).

Однако Церковь не установила в этот день праздника Святой Троицы; она назвала его праздником Крещения, или Богоявления. А праздник Святой Троицы установлен в день сошествия Святого Духа на апостолов. В то же время есть еще и особо празднуемый день Святого Духа, в понедельник после дня Святой Троицы. Такова литургическая традиция Церкви. То же можно сказать и о символе изображения Святой Троицы - трех Ангелах, явившихся Аврааму. А традиция, Предание Церкви более значимо, чем частное богословское мнение Александра Лопухина.

- Может быть, правильнее было бы сказать, что Святая Троица явилась в образе Ангелов, ведь все-таки с Авраамом разговаривал Бог, а не Ангелы.

- Он разговаривал через Ангела, Бог не может принять никакого образа, Он воплотился только один раз - Бог Сын, Иисус Христос, а все остальное было прообразовательно. Бог невидим, Он выше всякого образа, всякого существа, поэтому явились именно три Ангела. Но они собой символизировали Святую Троицу, были устами Божиими; в этом смысле и говорится, что Бог разговаривал с Авраамом через Ангелов.

- В Евангелии мы читаем, что Господь дунул и сказал ученикам: "Примите Духа Святого" (Ин. 20, 22). Каким образом это сочетается с православным представлением о том, что Святой Дух исходит от Отца?

- Иисус Христос - Богочеловек, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Бог Сын, принял человеческую плоть, но через Него действовал Бог Отец, поэтому, как сказано в Евангелии, видевший Сына видел и Отца (см. Ин. 1, 18; 5, 19), и действие Сына - это некоторым образом действие и Отца. Поэтому, когда Господь дунул и сказал: Примите Духа Святого, - это Бог Отец через Своего Сына послал Святого Духа и Он сошел на апостолов. Никакого противоречия ни православным догматам, ни Символу веры здесь нет.

- Батюшка, именно ко Христу относят слова: "Ты иерей по чину Мелхиседекову" (Пс. 109, 4)? Что это означает?

- Святой праведный Мелхиседек появляется в Священном Писании один раз. Это очень таинственная фигура. Он - царь Салимский, который благословил Авраама, когда тот шел на битву с язычниками, защищая своего племянника Лота, уведенного в плен. Авраам принял это благословение, а поскольку апостол говорит, что меньший благословляется большим (Евр. 7, 7), значит, Мелхиседек был больше, чем Авраам, хотя последний и был родоначальником будущего христианского рода.

О Мелхиседеке больше ничего не известно. Видимо, он был царь (так как назван "царем Салимским"), но проводил праведную жизнь в пустыне, в отшельничестве, был настоящим подвижником и носителем благодати.

Как известно, потом было установлено священство по чину Ааронову, а Аарон и его потомки произошли от Авраама. В Ветхом Завете священство передавалось по наследству, и все потомки Аарона обязаны были быть священниками. Они возглавляли богослужение при скинии в храме Соломоновом. Было ли потомство у Мелхиседека, неизвестно.

Господь наш Иисус Христос не происходил из рода Ааронова, а происходил, как известно, из ко-лена Иудина, и тем не менее Он был Первосвященник, потому что Он был Богочеловек, Сын Бо-жий. Его священство - не ветхозаветное, а благодатное, и прообразом Его в Ветхом Завете явился царь Салимский Мелхиседек. Об этом говорится в Послании к евреям (см. Евр. 5, 6, 10; 6, 20; 7, 11, 17). Апостол Павел разъясняет, что Господь наш Иисус Христос имел большее, высшее священство, чем священство Аарона. Если Аарон был человек, то Иисус Христос был Богочеловек и имел особое помазание свыше, большее, чем благословение Аарона, которое тот получил от Авраама, будучи его потомком.

- Каково значение святых Вселенских Соборов?

- Прежде всего, Вселенские Соборы раскрыли догматы православной веры, утвердили, защитили их от нападок лжеучений и лжеучителей, то есть ересей и еретиков. И в этом - самое главное их значение, они раскрыли истину для современников и для потомков.