Духовная жизнь начинается с покаяния

- Но когда человек просит о каких-то земных вещах, например, о том, чтобы удачно купить машину, в этом, наверное, тоже проявляется его вера. Возможно ли, что со временем он научится просить у Бога и духовных благ?

- Несомненно. Новоначальный имеет весьма приблизительное понятие о духовных благах. Царство небесное для него - это некая абстракция. Поэтому он просит Бога избавить его от земных скорбей и доставить ему блага земные. Господь слышит и эти молитвы, и то, что ему не повредит, обязательно пошлет. Господь принимает эти молитвы потому, что, получив просимое, человек укрепляется в вере, видя, что Господь его слышит, заботится о нем и любит его.

Постепенно, через получение земных благ посредством молитвы, человек начинает ценить молитву, познавать милость Божию. Он идет в храм благодарить Бога, осознавая, что нужно не только просить, но и что-то делать для Бога. Он начинает открывать для себя богатство Евангелия, осознавать, что жить должно по евангельским заповедям, и что эти заповеди - не нечто заставляющее пребывать в постоянных лишениях, а жизнь вечная, к которой люди приобщаются еще здесь, на земле.

- Что значит правильный настрой на молитве?

- Святитель Игнатий говорит об этом так: "Стой на молитве твоей пред невидимым Богом, как бы ты видел Его и с уверенностью, что Он видит тебя, внимательно смотрит на тебя. Стой пред невидимым Богом, как уголовный преступник, уличенный в бесчисленных злодеяниях, приговоренный к казни грозным нелицеприятным Судиею. Точно, ты стоишь пред полновластным Судиею твоим. Ты стоишь пред таким Судиею, пред Которым не оправдается никто из живущих (Пс. 142, 2), Который всегда побеждает, когда Он будет судить (Пс. 50, 6), Который тогда только не осуждает, когда по неизреченному человеколюбию Своему, простив человеку согрешения, не войдет в суд с рабом Своим (Пс. 142, 2). Ощутив страх Божий, ощутив от действия страха Божия при молитве твоей присутствие Бога, увидишь безвидно, духовно Невидимого, познаешь, что молитва есть предстояние на Страшном Суде Божием".8

Таким образом, во-первых, необходимо покаянное чувство, осознание того, что мы - страшные, тяжкие грешники, которые дерзнули оскорбить Невидимого, Всесвятого, Всемогущего, Великого Бога, - вот с каким настроем нужно стоять пред Ним. И содержанием молитв грешника должна быть мольба о прощении.

Что может желать приговоренный к казни, к вечной муке, если его вдруг приведут к Царю, который скажет: "Ну, что ты хочешь попросить у меня?" Конечно же, он будет просить у этого всемогущего владыки милости, прощения, будет давать любые обещания, только бы избавиться от казни.

Поэтому мы должны, с одной стороны, иметь желание и решимость больше не грешить и просить Бога, чтобы Он помог нам в этом, а с другой стороны, просить о прощении бесчисленных наших преступлений и злодеяний против Него, памятуя о муках, которые Сын Божий понес за нас на Кресте.

Если мы всю жизнь будем так просить, то преклоним Бога на милость.

Второе, о чем говорится в приведенном отрывке, - это страх Божий как непременное условие молитвы. От чего рождается страх Божий? От сознания, что мы - такие грешные, такие маленькие, пылинка в мироздании, стоим пред Великим, Всемогущим Богом, обращаемся к Нему с нашими маленькими человеческими просьбами. Постепенно мы начинаем чувствовать, что Господь нас слышит, отвечает нам, и, может быть, прощает.

- Чем руководствоваться мирянину в избрании для себя молитвенного правила?

- Прежде всего, нужно понимать, что мирянин - это не монах, и книги Святых Отцов написаны главным образом для монахов, т. е. ими можно руководствоваться, но не всецело, а брать для себя некоторые принципы, которые в них заложены. Мирянин не может молиться так, как монах, и сами монахи должны постепенно подходить к молитвенному деланию: один спрос с послушника, другой - со схимника; и не в том дело, что схимник больше пробыл в монастыре, что он более опытный, - бывают и послушники опытнее, чем схимники, - но просто жизнь послушника трудовая, он не может бывать на всех богослужениях, он больше устает физически. Поэтому молитвенное правило должно быть приспособлено к жизни человека. В еще большей степени сказанное относится к мирянину.

Нужно все учитывать: работу, семью, детей. Нельзя игнорировать те труды, которые человек несет для семьи. Если он будет молиться с утра до вечера, а дети его будут голодными, то вряд ли Господь примет такую молитву. Главная обязанность человека - содержать семью, кормить своих детей.

Кроме того, нужно учитывать и духовный возраст человека - новоначальный он или ходит в храм уже не первый год. Вот, например, что пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) в первом томе "Аскетических опытов". Статья называется "Чин внимания себе для живущего посреди мира": "Количество чтения определяется силами человека и обстоятельствами. Не должно обременять ум излишним чтением молитв и Писания, также не должно упускать обязанностей своих для неумеренного упражнения молитвою и чтением. Как излишнее употребление пищи расстраивает и ослабляет желудок, так и неумеренное употребление духовной пищи ослабляет ум, производит в нем отвращение от благочестивых упражнений, наводит на него уныние. Для новоначального Святые Отцы предлагают частые молитвы, но непродолжительные. Когда же ум возрастет духовным возрастом, окрепнет и возмужает, тогда он будет в состоянии непрестанно молиться"9.