Духовная жизнь начинается с покаяния

- У нас в семье несчастье: моя сестра - пьющая. Не просто пьющая, а - как это ни грубо прозвучит - она спилась. Пастыри говорят, что к таким людям нужно проявлять максимум внимания, любви, терпения и т.д. На протяжении десяти лет мы всей семьей делали все возможное, чтобы ее остановить. А она стала - простите за резкость - еще более бессовестной. Как нам быть в данном случае? Как спасти ее?

- Это, конечно, трагедия: ваша семейная трагедия, особенно же трагедия вашей сестры. Вы все-таки старайтесь подвигнуть себя на милосердие, которое в данном случае будет проявляться в терпении немощей этого человека. Если чем-то можно помочь сестре материально - помогите. Но, конечно, не надо давать деньги. Вам остается только обратиться к Богу в молитве: умолять Его о помиловании, прощении, обращении вашей сестры. Известно, что к Богу обращались и такие люди. Я знал совершенно падших людей, которых посещала Божия благодать, и они вставали на ноги. Вам нужно просто потерпеть. И постараться понять, какова воля Божия в данной ситуации. Ведь эта ситуация вам послана, чтобы научить вас терпению, а через терпение - смирению, через смирение же открыть Божию любовь - и по отношению к конкретному человеку, и вообще по отношению ко всему человечеству. Ваша сестра впала в такое несчастье. А кто знает, что будет завтра с нами? Какими мы будем? Кто может поручиться, что мы завтра не станем такими же? Апостол Петр тоже говорил: "Я никогда не отрекусь" (см. Мф. 26, 35), и буквально тут же отрекся. Поэтому потерпим немножко. Ну, и молитесь, как можно больше молитесь о ней.

- Говорят, что если в роду есть монах, то спасаются все родственники до седьмого колена. Действительно ли это так?

- Они спасаются при том условии, если сами хотят спастись. Много может молитва праведного споспешествуемая, - говорит апостол (Иак. 5, 16). По словам одного из Святых Отцов, молитва праведного может спасти тогда, когда тот, за кого молятся, тоже старается что-то сделать для своего спасения - тянется к Богу, кается, сожалеет о своей жизни. Тогда действительно, многое может такая молитва.

Что выше — молитва или покаяние

Известен случай, когда два инока, впали в тяжкий грех. Один из них приносил покаяние с радостью, оставаясь веселым, а другой был изможден унынием. Однако их подвиг был признан равным Богом. Поясните это, пожалуйста.

- Он не был изможден унынием. Этот случай описан в "Прологе". Два инока впали в тяжкий грех и, придя в монастырь, стали каяться. Игумен посадил их в колодец, куда опускал им хлеб с водой. Сорок дней они находились там, а потом игумену явился Ангел и сказал, что их покаяние принято.

Когда их извлекли из колодца, то один был радостный, веселый, а другой был грустный, в слезах. Игумен спросил у того, который был в слезах: "Как ты приносил покаяние?" - "Я, - отвечал он, - просил у Бога, чтобы Он мне простил мои бесчисленные грехи и то, что я так оскорбил милосердие Божие". "А ты как приносил покаяние?" - спросил он другого инока. "А я благодарил Бога за то, что, хотя я такой тяжкий грешник, Господь не оставил меня до конца погибнуть в миру, а снова привел в святую обитель и дал возможность принести покаяние".

- Что же выше - молитва или покаяние?Есть изречения Святых Отцов, о том, что главное в монашеском подвиге - молитва. А в то же время кто-то из Святых Отцов говорит, что подвиг монаха - это покаяние. Как это совместить?

- Мне кажется, это одно и то же - молитва и покаяние. Из молитвы рождается покаяние, а из покаяния - молитва. Это взаимосвязанно. Молитва без покаяния неполноценна. А покаяние обязательно обращает человека к молитве о прощении.

Святитель Игнатий, цитируя и перелагая прп. Марка Подвижника, так говорит об этом: "Преподобный Марк Подвижник, называя в четвертом слове своих сочинений молитву главнейшим деланием монаха, долженствующим обымать все частные его делания, всю жизнь его, в первом слове называет главным и единственным деланием монаха покаяние, а заповедь о покаянии - главной заповедью, объемлющей все прочие заповеди. Противоречие представляется здесь только при наруном взгляде. Это значит, что делание покаяния должно быть соединено с деланием молитвы во единое делание. Господь соединил их - человек да не разлучает" (Мф. 19, 6).* Дело покаяния совершается при посредстве следующих трех добродетелей: очищения помыслов непрестанной молитвой и терпения встречающихся скорбей.

Видите, как говорит Марк Подвижник: покаяние и молитва - это одно делание, соединенное Богом воедино.

О молитве Иисусовой

- Как подготовиться к творению Иисусовой молитвы и как правильно ее творить: читать определенное количество утром или вечером, или по зову души и сердца в течение дня? И что такое сердечная молитва?