Православие и современность. Электронная библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И ПОНЯТИЙ-ПО

Алексей, человек Божий (V век) - один из самых популярных святых в Византии и на Руси, по происхождению римлянин. Сын богатых и набожных родителей, покинувший родительский дом в день собственной свадьбы. Прожил семнадцать лет на паперти храма Богородицы в Эдессе и еще семнадцать - в Риме, в доме собственных родителей, оставаясь неузнанным. Один из самых ярких примеров христианского терпения и смирения в подвиге добровольной нищеты. Древнейшее житие восходит к V-VI векам. Память 17 (30) марта.

Алексий, митрополит (между 1293-98 - 1378 гг.) - русский святой. Сын черниговского боярина Федора Бяконта. Пострижение принял в 1304 году в московском Богоявленском монастыре. В 1340 году назначен помощником митрополита Феогноста, затем епископ владимирский, митрополит с 1354 года. После смерти Симеона Ивановича Гордого был наставником князя Дмитрия Ивановича (св. Дмитрия Донского) и фактическим главой правительства. Поддерживал Дмитрия в борьбе с тверскими и суздальско-нижегородскими князьями, выступал против притязаний литовских князей, стремившихся создать отдельную митрополию в Киеве, был сторонником соглашения с Золотой Ордой, куда ездил дважды. Основатель четырех московских монастырей: Чудова, Спас-Андрониковского, Алексиевского и Симонова. Погребен в кремлевском Чудовом монастыре. Обретение мощей - 1431 год, общерусское почитание с 1448 года. Память отмечается трижды: 12 (25) февраля, 20 мая (2 июня) - обретение мощей и 5 (18) сентября - совместно со святителями московскими Петром, Ионой, Филиппом и Гермогеном.

Амвон (греч. - восхожу) - возвышенное место посреди храма перед Царскими Вратами, с которого диакон провозглашает ектению, читает Евангелие, а священник произносит проповеди. Обозначает ту гору, с которой проповедовал Христос (Нагорная проповедь), и тот камень, с которого ангел благовествовал женам-мироносицам о Воскресении Христовом (Мф XXVIII, 5-8, Мк XVI, 1-8, Лк XXIV, 1-9).

Аналои (греч.) - особый стол, на который во время богослужения кладут Евангелие, крест или иконы.

Анафора (греч. возношение) - особая молитва (канон), являющаяся основной частью литургии и начинающаяся после чтения Символа Веры. Центральный момент анафоры возношение (поднятие над престолом) приготовленных для причащения Святых Даров.

Ангелы (греч. - вестники) - бесплотные существа, созданные Богом для исполнения Его воли и служения Ему; посредники между миром "горним" и миром "дольним". Приписываемый Дионисию Ареопагиту трактат "О небесной иерархии" содержит описание трех ангельских иерархий, каждая из которых делится на три чина.

Высшая иерархия, предстоящая Богу "без посредства прочих": серафимы (евр. - пламенеющие) - наделенные пылкой стремительностью и силой очищения; херувимы (евр. - излияния мудрости) - способные принимать высшую мудрость и сообщать ее другим; престолы - "неподвижно и твердо прилепленные к Богу", раболепно Ему служащие, носящие Его. Средняя иерархия, отражающая принцип Божественного мировладычества и "совершенствующаяся посредством Божественных озарений, сообщаемых через чины первой иерархии": господства - наделенные даром преобразования в подобие Бога себя и всё, подчиненное им; силы - стремящиеся к восприятию Божественной энергии и обнаруживающие мужество и крепость во всех своих действиях; власти - уподобляющиеся источнику Божественной власти, устраивающие духовное владычество Бога.

Низшая иерархия, характеризующаяся непосредственной близостью к "дольнему" миру: начала - способные управлять сообразно священному порядку; архангелы (греч. - ангелоначальники) - сообщающие Божественные озарения от начал к ангелам; и собственно ангелы - расположенные ближе всех к миру и покровительствующие людям. В сонме "небесных сил" христианская традиция называет нескольких архангелов, выделяя трех: Михаила - небесного архистратига, покровителя "Божьего народа и воинствующей церкви"; Гавриила (греч. сила Божья) - вестника, раскрывающего смысл различных событий, пророческих видений, а также предрекающего рождение Мессии (см. Благовещение), Рафаила - целителя и спутника. Упоминаются также Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил. Более подробные сведения об ангелах содержатся в апокрифической книге Еноха.

Наряду со сравнительно поздней композицией "Девять чинов ангельских" изображение первых трех чинов небесной иерархии используется, в соответствии с видением пророка Иезекииля (Иез 1, 4-28), в композиции "Спас в силах". Изображения ангелов и архангелов встречаются обычно в составе различных композиций и деисусных чинов (см. Деисус, см. также Собор архангелов).

Ангел Великого Совета - одно из символических именований Христа, заимствованное из Ветхого Завета (Ис IX, 6). Послужило источником для особого типа изображения Христа в виде архангела с крыльями, которое встречается как самостоятельно, так и в составе различных символико-догматических композиций ("Сотворение мира" - "И почил Бог в день седьмый..." и др.).

Андрей Критский (серед. VII в. - 726?) - святитель, один из отцов церкви, проповедник и гимнограф. Принял пострижение в монастыре св.Саввы в Иерусалиме, был секретарем иерусалимского патриарха Федора. При Юстиниане II (685-711 гг.) - архиепископ Крита. Выступал против монофизитства и иконоборчества. Автор нравоучительных проповедей и богослужебных канонов, среди которых особо выделяется "Великий покаянный канон" (около 250 тропарей). Сохранившаяся редакция жития восходит к XIV - XV векам. Память 4 (17) июля.

Антимнис (греч. - вместопрестолие) - четырехугольный льняной или шелковый плат с изображением Христа во гробе (реже - креста с орудиями страстей и др.) и четырех евангелистов (по углам) и с зашитыми в углах частицами мощей. В некоторых случаях может заменять освященный престол. Принесение и возложение антимниса на престол предшествует совершению таинства причащения.

Антифон (греч. - противогласник) - ветхозаветные псалмы или их части, исполняемые двумя хорами (или же хором и солистом) попеременно, стих за стихом. Введение антифонного пения в храмовом богослужении большинство исследователей относят к IV веку.

Антоний Великий, преподобный (ок. 250 - 356 гг.) - христианский подвижник, проповедник и богослов, один из основоположников монашества. По происхождению копт. В течение 35 лет совершал аскетический подвиг в пустынях Египта, творя чудеса и преодолевая разнообразные искушения. Проповедовал в Александрии во времена гонений на христиан. Основатель ряда монастырей. Древнейшее житие Антония было составлено св.Афанасием Великим. Память 17(30) января.