«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В предлагаемой работе будут употребляться только следующие “дефиниции”:

“Церковь объединения”

Этот термин (корейск. “тонг иль кьо” обозначает только одно ответвление всеохватывающей организации Муна, церковно- или сектоподобную организацию. Это лишь часть, причем относительно малая, “внутренняя” часть “Движения объединения”. Немецкое движение Муна позволяет констатировать:

“Для того, чтобы избежать недопонимания, следует разъяснить различие между “церковью объединения” и “Движением объединения.” Члены “церкви объединения” принимают содержание “Божественного принципа” в их совокупности и, исходя из этого, в высокой степени признают авторитет Муна.

Член “церкви объединения” может сотрудничать в органах “Движения объединения,” но далеко не все члены Движения являются членами церкви.

Согласно этому свидетельству “церковь объединения” понимается тем самым как своего рода кадровая организация, члены которой приняли Муна как “мессию” и как “истинного отца”.

Но название “церковь объединения” на Западе, например, в США и Германии, существует не везде. Первоначально она фигурировала под другим именем. В 1971 г. в США произошла перемена названия: вместо “объединенная семья” (United Family) — “церковь объединения, или унификации” (Unification Church):

“Теперь наше имя — “церковь объединения.” Причина перемены в том, что нам нужно в конце концов иметь влияние на общественные организации, а это название подразумевает респектабельность и стабильность”.

Среди прочих факторов была принята в расчет и защита американским религиозным законодательством идеологии и политики религиозных организаций6.

Позднее мы зададимся вопросом, действительно ли “церковь объединения” может называться церковью в общепринятом смысле слова и с точки зрения конфессиональных критериев.

Движение Муна.

В книге “движение Муна” — это родовое понятие для движения, основанного в 1954 г. корейцем Сан Мен Муном под названием, переводимым с корейского как “Спиритуалистическое общество объединения всемирного христианства”7, с его многочисленными суборганизациями, самые известные из которых в Германии — это “Церковь объединения”, CARP (организация, выдающая себя за объединение студентов и университетов) и политическая организация CAUSA с “Форумом духовного лидерства”. Конгресс США дает следующее определение “организации Муна”:

“Многочисленные церкви, деловые предприятия, комитеты, фонды и другие связанные с Сан Мен Муном группы проявляются, как части одной всемирной организации под руководством и контролем Муна из его центра. Эта организация начиналась как мелкое движение по инициативе Муна в Корее в 1954 г. По различию функций и по своей основополагающей организационной структуре она сходна в настоящее время с международным концерном, вовлеченным в производство, международную торговлю, поставки вооружений, финансовые операции и другого рода деловую активность. Но она выходит даже за эти рамки и охватывает также сферу религиозной, образовательной, культурной, идеологической и политической деятельности. В подготовке и использовании простых членов она походит на полувоенные организации, в то время как в других отношениях обладает признаками международной политической партии с жесткой дисциплиной.

Между множеством организаций осуществляется постоянное и тесное сотрудничество, прежде всего в такой форме, при которой персонал перемещается между организациями, финансовые средства смешиваются, та или другая нижестоящая организация может быть использована так, как будто все они тождественны; само собой разумеется, их всех объединяет личность самого Муна. По причине тесной связи между различными организациями, подкомиссия пришла к выводу, что все они должны характеризоваться как объединение, и в данном докладе рассматривает их совокупность, как “организацию Муна.”

Ниже отдельные подразделения будут рассматриваться под их собственными названиями, без “легализации” тех свойств и черт, которые подаются в их официальных названиях (“академия”, “объединение высших школ”, “церковь” и т.д.).

В качестве самоназваний используются также “Движение объединения” (“Unification Movement” или “движение Тон Киль”). Официально употребляемое наименование для всей организации в США — “Ассоциация Святого Духа — за унификацию всемирного христианства (HSA-UWC)”. Нередко и “церковь объединения” не рассматривается при этом как нечто отдельное.

“Члены “Движения объединения” идентифицируют себя лишь с несколькими целевыми установками Муна, не принимая его учения в совокупности. Органы “Движения объединения” полностью самостоятельны относительно “церкви объединения” ради целей, которым они посвящены, но при этом постоянно имеется ввиду, что их исходный пункт, их “дух-руководитель” — Мун”.