«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Согласно этому свидетельству “церковь объединения” понимается тем самым как своего рода кадровая организация, члены которой приняли Муна как “мессию” и как “истинного отца”.

Но название “церковь объединения” на Западе, например, в США и Германии, существует не везде. Первоначально она фигурировала под другим именем. В 1971 г. в США произошла перемена названия: вместо “объединенная семья” (United Family) — “церковь объединения, или унификации” (Unification Church):

“Теперь наше имя — “церковь объединения.” Причина перемены в том, что нам нужно в конце концов иметь влияние на общественные организации, а это название подразумевает респектабельность и стабильность”.

Среди прочих факторов была принята в расчет и защита американским религиозным законодательством идеологии и политики религиозных организаций6.

Позднее мы зададимся вопросом, действительно ли “церковь объединения” может называться церковью в общепринятом смысле слова и с точки зрения конфессиональных критериев.

Движение Муна.

В книге “движение Муна” — это родовое понятие для движения, основанного в 1954 г. корейцем Сан Мен Муном под названием, переводимым с корейского как “Спиритуалистическое общество объединения всемирного христианства”7, с его многочисленными суборганизациями, самые известные из которых в Германии — это “Церковь объединения”, CARP (организация, выдающая себя за объединение студентов и университетов) и политическая организация CAUSA с “Форумом духовного лидерства”. Конгресс США дает следующее определение “организации Муна”:

“Многочисленные церкви, деловые предприятия, комитеты, фонды и другие связанные с Сан Мен Муном группы проявляются, как части одной всемирной организации под руководством и контролем Муна из его центра. Эта организация начиналась как мелкое движение по инициативе Муна в Корее в 1954 г. По различию функций и по своей основополагающей организационной структуре она сходна в настоящее время с международным концерном, вовлеченным в производство, международную торговлю, поставки вооружений, финансовые операции и другого рода деловую активность. Но она выходит даже за эти рамки и охватывает также сферу религиозной, образовательной, культурной, идеологической и политической деятельности. В подготовке и использовании простых членов она походит на полувоенные организации, в то время как в других отношениях обладает признаками международной политической партии с жесткой дисциплиной.

Между множеством организаций осуществляется постоянное и тесное сотрудничество, прежде всего в такой форме, при которой персонал перемещается между организациями, финансовые средства смешиваются, та или другая нижестоящая организация может быть использована так, как будто все они тождественны; само собой разумеется, их всех объединяет личность самого Муна. По причине тесной связи между различными организациями, подкомиссия пришла к выводу, что все они должны характеризоваться как объединение, и в данном докладе рассматривает их совокупность, как “организацию Муна.”

Ниже отдельные подразделения будут рассматриваться под их собственными названиями, без “легализации” тех свойств и черт, которые подаются в их официальных названиях (“академия”, “объединение высших школ”, “церковь” и т.д.).

В качестве самоназваний используются также “Движение объединения” (“Unification Movement” или “движение Тон Киль”). Официально употребляемое наименование для всей организации в США — “Ассоциация Святого Духа — за унификацию всемирного христианства (HSA-UWC)”. Нередко и “церковь объединения” не рассматривается при этом как нечто отдельное.

“Члены “Движения объединения” идентифицируют себя лишь с несколькими целевыми установками Муна, не принимая его учения в совокупности. Органы “Движения объединения” полностью самостоятельны относительно “церкви объединения” ради целей, которым они посвящены, но при этом постоянно имеется ввиду, что их исходный пункт, их “дух-руководитель” — Мун”.