«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

- Откуда ты можешь знать это, авва?

- Память Божия есть боль сердечная, происходящая от благочестия, как говорит святой Марк, потому и попечение, которое ты имеешь об укреплении нашей веры, церквей, монастырей и мира, который тебе доверен Богом, есть боль сердечная, происходящая от благочестия.

- Хорошо ты говоришь, отче, и я, с помощью Божией, забочусь о царстве по мере сил, но не знаю, есть ли у меня память Божия, потому что я порабощен сластолюбием, сла­волюбием, сребролюбием. Как можно избавиться от них и угодить Господу моему?

- И вправду это три первородные дочери сатаны и супру­ги его, злобы, которые рождают в нас всякое лукавство. Ими думал сатана искусить Господа нашего после Его Крещения, но Господь наш победил их и стал примером и образом для нас, согласно Его же словам: «Ибо Я дал вам пример, и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 15); «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29). Кротость успокаивает гневающуюся часть нашей души, а смирение освобождает от тщеславия. Кто имеет эти добродетели, не будет порабощен ни сластолюбием, ни сребролюбием. Истинный царь познается не по порфире, поясу и венцу на голове, а по царской добродетели. А тот, кем повелевают страсти и кто раб греха, тот недостоин властвовать над другими. Ис­тинный царь тот, кто побеждает страсти и управляет по за­конам Божиим, и блюдет свободу своей души. Признаки же свободной души есть бесхитростность, кротость, человеко­любие, мужество, справедливость, целомудрие, снисхожде­ние великодушие судить не по благодати, а по праву. Такой царь не скажет просящему: "Уходи сейчас, и приди потом, тогда я тебе дам", но дает каждому по его потребности. Так и ты, по благодати Божией, поступал и поступаешь, особен­но же с сиротским приютом святого Павла. Алчущих пита­ешь, жаждущих поишь, даешь кров странникам, одеваешь нагих, посещаешь больных, выкупаешь пленных, и не толь­ко у чувственных язычников, а и у мысленных - демонов. Потому что многие, порабощенные язычниками, предали на вечную смерть вместе с телами и свои души, потому что смешались с язычниками и научились совершать дела их. А выкупающий этих пленников не только видимо исполняет заповеди Христа, но и мысленным образом, ибо они поистине алчущие и жаждущие слушатели слова Божия. Они есть странники, лишенные христианского жительства, которых Бог хочет, чтобы мы одели и обогрели. Именно они больные, которым грозит опасность потерять живительную их веру. Они сидят в мрачной темнице безбожия и желают выйти из нее и увидеть свет Солнца Правды. Тот, кто исполнит это, по благодати Божией, есть равноапостольный.

Если же я вспомню тех, кого ты привел к Богу от каждого народа богомудрым своим языком, то мне не хватит времени рассказывать. Особенно же о скифах, потому что содействием Божиим и победой над ними ты сделал овцами тех, кто прежде были волками, и через Святое Крещение причислил к стаду Христову. И одна приобретенная душа, как говорит святитель Иоанн Златоуст, часто может истребить груз грехов и стать для нас средством спасения в Судный день. А если милостыню подают деньгами, то это служит причиной стольких венцов, стольких наград, что как же не будут все эти блага там, где душам приносится польза? Ибо такой человек будет устами Божиими, согласно изречению Священного Писания. Поступая так, христоподражательный царь, ты еще и говоришь, что не помнишь Бога? А вообще ты хо­рошо поступаешь, что так говоришь, чтобы научить нас, ху­дых, не помышлять о себе высоко, за что также получишь награду в день Судный.

Об этом и еще много о спасении души беседовал всеблаженный царь с преподобным. Обрадовавшись такой прият­ной и искренней беседе, царь сказал:

- Как того, кто несет ароматы, даже если он и не захо­чет, узнают по их благоуханию, так и того, кто имеет Духа Господня, узнают по словам и смирению. Чей это монас­тырь, авва?

- Эту церковь мы унаследовали от наших предков, пре­жде меня здесь жил вот этот монах, - произнес святой, по­казывая на своего брата, - который, с помощью Божией и собственными трудами, составил малый сей монастырь, где сейчас обитаем мы, недостойные, моля Бога о собственном спасении и о державе святого царствия твоего, и о всем мире.

- Кому принадлежит место, где находится монастырь?

И, услышав, что это место государственное, сказал:

- От сего часа дарую его монастырю, за святые твои мо­литвы, а какие долги, если числятся за монастырем, про­щаю и выдам свой хрисовул (грамоту), чтобы место это оставалось свободным.

Это и случилось позднее. Затем, получив благословение преподобного, царь дал ему пять литр золота для раздачи нищим и одну литру для монастыря, и так, в радости, что сподобился увидеть такого святого мужа и побеседовать с ним, ушел.

Царь сей весьма любил монахов и почитал их, поэтому очень часто, когда восседал на троне и ему говорили, что пришел некий добродетельный монах, он тотчас же просил себе пояс, препоясывался и выходил навстречу иноку. Поклонив­шись он лобызал его и оставался стоять со скрещенными руками. И если монах не садился, то и он тоже не садился на трон. Если же ему случалось есть, когда приходил инок, то он говорил: "Уберите, уберите стол", после чего, умывшись, вставал и лобызал инока. А во время болезни, если у ног его сидел монах, царь старался сильно их не вытягивать, чтобы не задеть инока, как будто тот был святой иконой. Если же иной раз, забывшись, он касался ногами монаха, то тотчас же отдергивал их, как бы обожженный огнем. Царь говорил: "Я верую, что все блага, которые даровал мне Бог, дарованы мне по молитвам святых моих старцев, и за мою любовь к ним, как я в том неоднократно убеждался". Но вернемся к нашему рассказу.

После того как царь с благочестивой царицей и детьми попрощались с преподобным, они испытали такую радость, что все свои одежды отдали нищим, и не только они, но и все, кто их сопровождал. Нищие же эти одежды снова про­дали им самим, ибо кто мог купить такие дорогие одежды? И была в той стране великая радость, потому что в то время случился сильный голод, и по стране разошелся слух, что ав­ва Кирилл раздает деньги. В монастырь сейчас же собралось множество нищих, и после того, как было роздано пять литр золота, толпа нищих, которым ничего не досталось, стала кричать, прося денег у монахов. Преподобный велел отдать ту литру, что царь дал для обители, но другие нищие продолжали кричать. Тогда преподобный спросил братьев: