«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ответ пришел неожиданно. Месяца полтора назад мне принесли американскую книгу с броским, явно установоч­ным названием "Доигрались! Как поколение геймеров на­всегда меняет бизнес-среду" (Pretext, М, 2006, Harvard Business School Press, Boston, Massachusetts). И хотя авто­ры, Джон Бек и Митчелл Уэйд, по их собственному призна­нию, рассматривали тему узко, применительно лишь к сфе­ре бизнеса, эта книга пролила свет на многие интересовав­шие меня вопросы. Особо ценно в данном случае еще и то, что написана она людьми, настроенными отнюдь не крити­чески. О противниках игр можно было бы сказать, что они преувеличивают, передергивают, запугивают. Тут этого предположить невозможно, и потому впечатляет вдвойне.

Приведу цитаты из книги, сопровождая их своими комментариями. Какие же характерные особенности компьютерных игр выделяют Бек и Уэйд?

РОЛЬ ИНДИВИДА

–Ты звезда. Все внимание в любой игре направлено только на тебя, в отличие, например, от спортивных секций, где большинство детей никогда не становятся звездами.

А родители потом недоумевают, почему их ребенок подолгу не задерживается ни в одном кружке, и что у него нет никакой мотивации к учебе, но зато он может часами просиживать перед экраном компьютера!

–Ты главный. Этот мир чутко реагирует на твои же­лания. Ты можешь изменять реальность по своему жела­нию или вживаться в образ, который тебе больше нравит­ся; в жизни такое невозможно.

На самом деле ребенок, конечно, может "вживаться в образ" и "изменять реальность" и без компьютерных игр. Например, участвуя в театральных постановках, сочиняя сказки или рассказы, рисуя рисунки. Но эти занятия тре­буют больших усилий, а не у всех детей есть выраженные творческие способности. Поэтому, конечно, легче пойти по пути наименьшего сопротивления, стать не творцом, а потребителем чужого творчества.

КСТАТИ О ПОТРЕБИТЕЛЕ.

–Ты клиент, а клиент всегда прав. Это как в магази­не, где все устроено так, чтобы покупателю было удобно и приятно. Конечно, у тебя будут крутые противники, но не настолько, чтобы с ними нельзя было справиться.

Жизнь не магазин. Получив отпор, геймер не смирится с этим, сделав надлежащие выводы, а будет залечивать уязвленное самолюбие уходом от неприятной реальности в приятную, игровую.

–Ты асс. Много раз тебе удавалось быстро достичь успеха, особенно по сравнению с теми, кто пока этому не научился.

Вот и ответ на вопрос, почему столь многие подростки имеют завышенное мнение о своих способностях, и при этом не хотят напрягаться. Им нужен либо быстрый резуль­тат, либо никакого.

ПРАВИЛА ЭТОЙ ВСЕЛЕННОЙ

–Выход всегда есть.