«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Православный опыт помощи людям, зависимым от игр, убедительно свидетельствует о первичности духовно- нравственного начала в человеке. Никакие медицинские препараты и психотерапевтические приемы не помогают, если страждущий от игромании не идет путем духовного оздоровления. Православные программы реабилитации, основанные на различных элементах религиозной церков­ной жизни, позволяют человеку не только преодолеть свою страсть, но и усвоить духовные законы, которые смогут надежно оградить его от иных дурных пристрастий, нрав­ственного разложения и духовного опустошения.

Все игроманы, которые обращались к нам за помощью, говорили о пустоте, терзающей их души. О чем идет речь? Святитель Феофан Затворник поясняет: «Образовавшаяся в человеке пустота через отпадение от Бога непрестан­но возжигает в нем ничем не удовлетворяемую жажду- неопределенную, но непрестанную. Человек стал без­донной пропастью; всеусиленно заботится он напол­нить сию бездну, но не видит, не чувствует наполне­ния. От того весь свой век он в поте, труде и великих хло­потах: занят разнообразными предметами, в которых чает найти утоление снедающей его жажды. Предметы эти поглощают его внимание, все время и всю деятель­ность его. Они - первое благо, в коих живет он сердцем. Отсюда понятно, почему человек, поставляя себя исключи­тельно целью, никогда не бывает в себе, а вне себя, в вещах, сотворенных или изобретенных суетой».*

Как мы видим, в духовном и нравственном ниспадении людей заключается главная причина того, что они оказы­ваются в плену пристрастий. Одно из них, весьма злокаче­ственное, именуется игроманией. Как вырваться из этого плена?

Когда человек достаточно долго предается страсти к играм, происходят ужасные вещи, которые трудно понять тем, с кем они не случились. Игра становится главной цен­ностью его жизни. Или одной из самых главных. Она

* Святитель Феофан Затворник. Наставления в духовной жизни. — М. Отчий дом, 1997. с.13-14.

засло­няет собой почти все. Многие ценности, которые были зна­чимы или к которым игроман стремился всеми силами души, вдруг отходят на второй план, на третий, а то и вовсе скрываются за горизонт устремлений. Человек перестает быть самим собой. В игре он живет, а в жизни играет.

Что и кто скрывается за пагубным пристрастием к играм, четко отражено в письме М. Ю. Лермонтова, не избежавшего гибельного увлечения. Поэт признавался своему другу: «Когда я играю, я чувствую бестелесного дьявола, притаившегося за моими плечами». И тому же Лермонтову принадлежит жесткая констатация: «Азарт­ные игры - это сети, в которые сатана ловит души».

Попробуем заглянуть в глубинную сущность пробле­мы: что нужно для того, чтобы преодолеть игровую зависи­мость? Как пристрастившемуся к играм человеку обрести себя?

Почерпнув из многолетнего личного православного опыта помощи зависимым людям, могу сказать: человек с игровой зависимостью выздоравливает настолько, насколь­ко он обретает (или восстанавливает) подлинную систему жизненных ценностей. Вы, наверное, слышали, в обыден­ной речи выражение «это вам не игрушки» О чем тут гово­рится? О том, что настоящая, реальная жизнь гораздо важнее, серьезнее иллюзий игры. И беда тому, кто реаль­ность променяет на игровые миражи.

Итак, вырваться из плена игромании можно лишь в том случае, если вместо иллюзорного восприятия действитель­ности человек обретает подлинное мировоззрение. Если же он какое-то время воздерживается от игр одной лишь силой воли, просто терпит, не играя, - ему крайне тяжело. Он на­ходится в состоянии постоянной раздражительности, нарас­тает болезненное восприятие окружающего, а в душе господ­ствует холод и пустота. Если человек не обретает подлинную систему жизненных ценностей, то все попытки избавиться от игровой зависимости в конце концов приводят к духовно­му фиаско (а возможно, и самоубийству).

Практика показывает, что подлинные ценности, внося­щие в жизнь светлую энергию и радость, можно обрести через стремление к пониманию смысла собственного суще­ствования. Кто я такой? Зачем живу? Несут ли мои слова и поступки добро? Да, это трудные вопросы, но дать на них ответ необходимо.

Если вы намерены преодолеть игровую зависимость, предлагаю вам сделать самостоятельный выбор. Объясните самому себе, что и как вы хотели бы изменить в своей жиз­ни, что вы от нее ждете. Выбор за вами. Решайте, как жить и для чего жить. Никто за вас такое решение не примет.

Духовное оздоровление заключается в том, чтобы увидеть себя, свои страсти, покаяться, и, приняв Божию помощь, исправится. Надо отметить, однако, что у людей с игровой зависимостью нередко наблюдается утрата покаянного чувства. Что делать в том случае, «не хочет­ся или не можется» постичь азы духовной жизни? Пове­сить нос? Разочароваться? Устроить марафон по право­славным храмам, вдруг «где-то что-то да получится?» Отвечу так. Стремитесь работать над собой, а не пытайгпесъ с позиции эгоцентризма заставить священников или их помощников-мирян работать на себя. Надо овла­деть элементарной порядочностью, тогда избавление от страстей станет возможным.

Откройте себе путь к храму!