преподобный Ефрем Сирин-О ТОМ, КАК МОНАХУ БЫТЬ СОВЕРШЕННЫМ-Прошлого года приходили ко мне некоторые и просили сделать

По благодати будем заключать и об испытании. Не все впадают в одни и те же искушения; потому что не все достигают одинакового разумения. Об одном венце состязуются, но подвизаются и борются различно. Из примера плавающих по морю уверьтесь, что море одно, но в образе плавания бывает разность. Все корабли одинаковы, но, пользуясь попутным ветром, одни подверглись опасности, а другие спаслись от крайних опасностей. Многие корабли, плывя одним ветром, не одинаковую имеют скорость. Местоположение, прибрежные горы, приводят в движение и ветры и волны, и полагают препятствия или помогают искусству кормчих. Имеют на это влияние и самое устройство кораблей; и парус, и малейшая часть руля. Так из всего делается для нас явственным ваше состояние.

Поэтому, если не достает чего в сказанном, сами дополните. А я, как невежда в искусстве, что знал, то и написал из любви к послушанию; по этой любви и решился на сию опрометчивость; но думаю, что при вашем ходатайстве, никто не будет порицать меня. Поелику не мог отказаться, то вошел отчасти в исследование; но не удивительно, если, желая сказать точнее, в ином и преткнулся. Не отрицаю в себе немощного естества, не хвалюсь делами, не требую подражания; слово мое к вашим услугам. Если жизнь не подтверждает слова моего; то вы воспользуйтесь напоминанием. Пусть слово будет зеркалом обычных ваших деяний, и в нем, как в прозрачном веществе, увидите невещественную вашу добродетель. Дивитесь, узнавая при чтении себя самих: отыскивайте ошибки писавшего; недостатки слова исправьте делом, обличайте невежество изображавшего черты добродетели; изъявляйте свое презрение к описывавшему совершенные деяния несовершенным словом; но примите во внимание усердие, и не укоряйте за неведение; замечайте неопытность, и не отвергайте того, что сделано. Вы наделите меня, чем сами обилуете несомненно. Снабдите щедро прилежными молитвами и отеческою любовью, которыми вы богаты; потому что я и при скудости не отказал вам в беседе, и хотя сам беден, дал в заем богатым. Не желаю уплаты всего долга, а прошу вознаграждения; домогаюсь не похвал, но молитв; хочу не плату получить, но удостоиться милости. Не знаю, соответствует ли дело мое вашему приказанию, но представляю себе, что желая меня снабдить, велели мне сказать слово, тогда как сами не имели нужды в напоминании. У кого целый источник, тому не нужна капля. Кто пасет целое стадо, тот не нуждается в молоке. Кто преломляет хлеб, тому нет нужды в крохах. Кто держит свой пчельник, тому не нужно узнавать от других, какой у меда вкус. Кто владеет бисером, тот не будет утруждать себя для жалких оволов. Уделите мне плодов вашего делания, потому что вам отдан рай. Снабдите меня душевною пищею, - вы, питающиеся плодами древа жизни. Как все видимое временно, так и слово мое к вам. Но вы сделаете его вечным, потому что делами своими сообщите ему вечное пребывание.

Примечания:

1. Славян, перевод показывает, что вместо ??????????? надобно читать здесь ?????????.

2. По изданию Ассемана здесь оканчивается Слово, а следующее составляет особое Слово под заглавием: ???? ??? ????? ???????. Т.III. р.42.

3. Славянский перевод показывает, что вместо ???????????? надлежит читать ?????????????.