«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Дело здесь не в управлении, а в прожива­нии близко друг к другу. В одном из пророчеств преподобного Антония Великого сказано, что будет вре­мя, когда монах и монахиня через окошко будут переговариваться друг с другом, настолько близко будут стоять мужской и женский монас­тыри. Это он считал признаком падения. Препо­добный Ефрем Сирин говорит: «Особенно будь осторожен с инокинями. Монах вообще не дол­жен говорить с инокиней. Одним словом можно надолго уязвить другое сердце».

А кто будет духовно окормлять инокинь?

Духовное окормление это другое дело, это необходимость. А здесь мы говорим о стиле жизни.

Иисусова молитва – заповедь для всех христиан С чего Вы посоветуете начать человеку, желающему научиться молитве? Кажется, все и так понятно: нужно постоянно творить молитву, но на деле ум часто отвлекается.

Я думаю, что Иисусова молитва сопряже­на с послушанием. Если у человека есть истин­ное послушание, то учиться Иисусовой молитве легко, и молитва сама будет просыпаться в серд­це. Иисус Христос это воплощенное смирение, и поэтому Его имя будет действовать и пребы­вать в смиренном сердце.

Всякий ли произволяющий может стя­жать непрестанную молитву?

Для этого нужно не только желание, но и соответствующий образ жизни. Иисусова молитва не может рассматриваться изолированно от еван­гельских заповедей и вообще от уклада жизни че­ловека. Евангелие и Иисусова молитва, в сущнос­ти,одно и то же. Для того, чтобы Иисусова мо­литва вошла глубоко в сердце, человек должен стараться в своей жизни исполнять евангельские заповеди, а если он монах то обеты монашества.

Что выше: самоукорение или понуждение се­бя к непрестанной молитве, если по большей час­ти молитва получается рассеянной?

Один из Отцов сказал: «Не велико дело иметь память о Боге, а великое дело считать себя хуже всякой твари».

Какое самое главное дело на пути делания Иисусовой молитвы?

Я считаю, что самое главное условие это послушание, которое очищает ум и сердце от помыслов и страстей, и сердце как бы само притягивает к себе молитву.

Насколько, по Вашему мнению, обязатель­но келейное монашеское правило для тех современ­ных строящихся монастырей, где есть возмож­ность ежедневно посещать Литургию и часть ве­чернего богослужения?

Лучшее молитвенное правило это Иису­сова молитва. Нет на земле слов выше и прекрас­нее, чем имя Иисуса Христа. Иисусова молитва является сокращением не только Евангелия, но и всех молитв.

Чем больше трудов в монастыре, тем меньше времени остается для молитвы и чтения. Как быть, например, послушникам, которые все силы отдают на строительство храма?