«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Все ли способны научиться Иисусовой молитве? И что главное, чтобы молитва не забывалась?
Иисусова молитва ведет свое начало от апостолов. Это заповедь для всех христиан. Тот, кто верит в Иисуса Христа, тот способен держать в сердце своем Его имя. А для того, чтобы это молитвенное дело правильно развивалось, нужно чтобы и жизнь человека проходила во образ Иисуса Христа.
Как правильно молиться, когда занимаешься умственным трудом? Иногда кажется, что это несовместимо, особенно для новоначальных.
Действительно, это очень трудно. Но если мы будем добросовестно исполнять свой труд и находиться в послушании, то и на нас исполнятся слова преподобного Симеона Нового Богослова, который говорит, что как только истинный и самоотверженный послушник прочтет Трисвятое, ум его будет уже восхищен к молитве.
Другими словами, если человек исполняет свое дело как послушание от Бога, то лишь только окончит свою работу, в его сердце быстро возобновится молитва.
А если молитва по окончании дела не возникает в сердце, что тогда делать? От чего это происходит?
Думаю, это происходит от того, что само дело было противопоставлено молитве. Человек думал: «Отделаюсь поскорее от порученного мне послушания, как от чего-то чуждого и наносного, и займусь настоящим делом молитвой».
О борьбе со страстями
Как приобрести память смертную?
Сначала мы должны заставлять себя помнить о смерти, а затем уже память о смерти перейдет в чувство нашего сердца. Вначале нужно волевое усилие.
Как, не имея памяти смертной, немечтательно подготовиться к смерти, если кажется, что духовник еще молод и эти переживания ему не близки? (Спрашивает человек уже пожилой.)
Мне кажется, что здесь какая-то неувязка. Если человек готовится к смерти, значит, он уже имеет память о смерти. Если бы он не вспоминал о ней, то он бы и не начал готовиться.
А что касается второй части вопроса, то духовник определяет душевное состояние того, кто у него исповедуется, а не исповедующийся должен определять духовное состояние духовника.
Когда желание временного уединения для новоначального насельника монастыря является грехом, а когда добродетелью?
Все является добродетелью, если это сделано по послушанию.
Какие мысли должны быть у новоначального послушника, который, живя в общежительном монастыре, постоянно находится среди людей, а ему хочется в уединение? Даже в келье он живет не один, а с кем-то.
Он должен держать в мысли, что он живет не с людьми, а с Ангелами.
Что лично Вам помогает переносить скорби от других людей в виде клеветы, несправедливости и предвзятости?
Мне помогает мысль, что настоящих моих грехов, притом очень тяжелых, люди не знают. А если они скажут то, чего я не делал, то пусть одно искупит другое.
Как быть, если хочется приобрести смирение, без которого ничего не получится, но при этом понимаешь, что просить себе смирения это значит просить поношений от людей и тому подобного, а ты не уверен в своих силах и не знаешь, сможешь ли это перенести?
Тогда нужно после молитвы сказать: «Господи, но да будет воля Твоя».