«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

* Платонизм (IV дo P.X.- III пo P.X.) - направле­ние в древнегреческой философии.

** Гностицизм (I до P.X.-VII по Р.Х.) - синкрети­ческое псевдохристианское религиозно-философ­ское учение.

*** Предикат - здесь: отношение.

По отноше­нию к Нему человеческие понятия представ­ляют собой чистые негации, например: непостижимый, невыразимый и так далее. Вторая фаза Божества - это Его абстракт­ное свойство: один, единый, единственный. Здесь единица мыслится не как число, а как потенция всех реальных и мысленных вели­чин и чисел. Третья фаза, или нисходящая ступень,- это Божественный ум; ум, созер­цающий собственные идеи. Это - единица во множественности. Тут, правда, между Платоном и Соловьёвым образуется дистанци­онный разрыв. Если для Платона мир идей - это мир идеальных образов и образцов, как бы мир живых архетипов*, то для Соловьё­ва совокупность идей является личностью - Софией,- женственной стороной Божества, предметом Его любви. Этот западный шактизм** пронизывает и философию, и, в ещё большей степени, поэзию Соловьева. Легко намечается параллель между софиологией и индуизмом. Божество относится к Софии так, как Брахма*** к пракрити**** (принципу материальности). В одном из наиболее ко­лоритных произведений Соловьёва, «Смыс­ле любви»*****, Божественный эрос трансформи­руется в сексуальное влечение, а сексуальное влечение возвышается до мистики эроса.

* Архетип - прообраз, мотив, врожденное пред­ставление.

** Шактизм - течение в индуизме, рассматрива­ющее в качестве верховного божества Шакти - энергию бога, персонифицированную в образе его супруги.

*** Брахма - один из трех высших богов индуизма

**** Пракрити - первоматерия в индуизме.

***** См., напр.: Соловьев В. Смысл любви // Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 493-547.

Четвёртая фаза Божества - это Боже­ственная душа, это идеи, которым дан вы­бор: остаться в единстве с Божеством - в Божественной плироме* - или покинуть Божество, как птенцы вылетают из гнезда. София избирает второе. Она материализу­ется в космосе. Таким образом, у Платона и у Соловьёва само мироздание является трагедией, София попадает в плен материи, которая становится её темницей. Для пла­тоников ошибка совершенного и падение идеального необъяснимы. Существуют различные интерпретации: Апулея**, Вален­тина***, Василида**** и других. Характерно, что святитель Григорий Богослов***** говорит, что древо жизни в раю было образом богообщения и грех Адама - это нетерпеливое желание подойти, еще не подготовленным, к высшему, непосредственному созерца­нию Божественного Света; впрочем, Гри­горий Богослов говорит осторожно, то есть как: можно предположить. Если мы пра­вильно понимаем мысль Григория Бого­слова, то грехопадение Адама - это подме­на постепенного преображения тёмной экстатикой.

* Плирома - здесь: полнота.

** Апулей (ок. 125 - ок. 180) - римский писатель.

*** Валентин (? - ок. 160) - философ-гностик.

**** ВасилиВ (?-П) - философ-гностик.