«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
* Трансцендентный - здесь: запредельный.
Борьба со страстями, в которых, как мы уже отмечали, многие интеллигенты видят яркие краски жизни, и с гордыней, которая в миру обычно отождествляется с человеческим достоинством, оказалась не по силам и не по нраву интеллигентным людям, преданным страстям: в этом главная причина апостасии* - отступления интеллигенции от Церкви и последующей борьбы с Церковью.
* Апостасия - утрата веры, отрицание догматов и отпадение от Церкви.
Псевдохристианство подготовило почву для разгула атеизма. Когда убеждения становятся не делом и подвигом жизни, а отвлечёнными идеями и абстракциями, то их легко сбросить - как старую одежду.
В наше время мы видим те же процессы: значительная часть интеллигенции считает себя интеллигенцией христианской и в то же время стоит далеко от Церкви. Перед нами вроде бы лишь первый этап - холодной индифферентности к Православию, индифферентности, сопряжённой с нежеланием узнать, оценить и понять Православие. Но такая индифферентность обычно довольно легко и быстро переходит в противостояние.
Период атеистического диктата как будто кончился, но ничего не возникает случайно и не исчезает бесследно. Какие метаморфозы ожидают нас? Во что трансформируется атеизм на следующем витке истории?
В России XIX столетие было временем духовных потрясений, бескровных революций; временем, когда были подточены и сломлены нравственные устои народа; временем торжества самого плоского и вульгарного материализма; временем концентрации мирового зла в таких, невиданных прежде, размерах, что взрывы революций стали неизбежны и вызвали потоки человеческой крови. Предчувствие близкой катастрофы, как дым от грядущих пожарищ, нависло над Империей, похожей на «Титаник», плывущий в океане истории. На смену атеизму, который не может удовлетворить мистические чувства человека, пришёл антипод религии - демонизм. Общество, потерявшее нравственные ориентиры, бросилось к язычеству. В философии ярким выразителем этих настроений был Владимир Соловьёв. Он обратился к платонизму* и древнему гностицизму**, в которых черпал свои вдохновения. Соловьёв реанимировал учение Платона о Софии - мире Божественных идей - и дал этому учению свою интерпретацию. По учению Платона - Соловьёва, Божество подчинено определённым ритмам, которые представляют собой восходящие и нисходящие ступени единой космической лестницы. Первый этап: Божество - в Себе. Оно лишено качеств и атрибутики, свойств и предикатов***.
* Платонизм (IV дo P.X.- III пo P.X.) - направление в древнегреческой философии.
** Гностицизм (I до P.X.-VII по Р.Х.) - синкретическое псевдохристианское религиозно-философское учение.
*** Предикат - здесь: отношение.
По отношению к Нему человеческие понятия представляют собой чистые негации, например: непостижимый, невыразимый и так далее. Вторая фаза Божества - это Его абстрактное свойство: один, единый, единственный. Здесь единица мыслится не как число, а как потенция всех реальных и мысленных величин и чисел. Третья фаза, или нисходящая ступень,- это Божественный ум; ум, созерцающий собственные идеи. Это - единица во множественности. Тут, правда, между Платоном и Соловьёвым образуется дистанционный разрыв. Если для Платона мир идей - это мир идеальных образов и образцов, как бы мир живых архетипов*, то для Соловьёва совокупность идей является личностью - Софией,- женственной стороной Божества, предметом Его любви. Этот западный шактизм** пронизывает и философию, и, в ещё большей степени, поэзию Соловьева. Легко намечается параллель между софиологией и индуизмом. Божество относится к Софии так, как Брахма*** к пракрити**** (принципу материальности). В одном из наиболее колоритных произведений Соловьёва, «Смысле любви»*****, Божественный эрос трансформируется в сексуальное влечение, а сексуальное влечение возвышается до мистики эроса.
* Архетип - прообраз, мотив, врожденное представление.
** Шактизм - течение в индуизме, рассматривающее в качестве верховного божества Шакти - энергию бога, персонифицированную в образе его супруги.
*** Брахма - один из трех высших богов индуизма