«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
* Платонизм (IV дo P.X.- III пo P.X.) - направление в древнегреческой философии.
** Гностицизм (I до P.X.-VII по Р.Х.) - синкретическое псевдохристианское религиозно-философское учение.
*** Предикат - здесь: отношение.
По отношению к Нему человеческие понятия представляют собой чистые негации, например: непостижимый, невыразимый и так далее. Вторая фаза Божества - это Его абстрактное свойство: один, единый, единственный. Здесь единица мыслится не как число, а как потенция всех реальных и мысленных величин и чисел. Третья фаза, или нисходящая ступень,- это Божественный ум; ум, созерцающий собственные идеи. Это - единица во множественности. Тут, правда, между Платоном и Соловьёвым образуется дистанционный разрыв. Если для Платона мир идей - это мир идеальных образов и образцов, как бы мир живых архетипов*, то для Соловьёва совокупность идей является личностью - Софией,- женственной стороной Божества, предметом Его любви. Этот западный шактизм** пронизывает и философию, и, в ещё большей степени, поэзию Соловьева. Легко намечается параллель между софиологией и индуизмом. Божество относится к Софии так, как Брахма*** к пракрити**** (принципу материальности). В одном из наиболее колоритных произведений Соловьёва, «Смысле любви»*****, Божественный эрос трансформируется в сексуальное влечение, а сексуальное влечение возвышается до мистики эроса.
* Архетип - прообраз, мотив, врожденное представление.
** Шактизм - течение в индуизме, рассматривающее в качестве верховного божества Шакти - энергию бога, персонифицированную в образе его супруги.
*** Брахма - один из трех высших богов индуизма
**** Пракрити - первоматерия в индуизме.
***** См., напр.: Соловьев В. Смысл любви // Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 493-547.
Четвёртая фаза Божества - это Божественная душа, это идеи, которым дан выбор: остаться в единстве с Божеством - в Божественной плироме* - или покинуть Божество, как птенцы вылетают из гнезда. София избирает второе. Она материализуется в космосе. Таким образом, у Платона и у Соловьёва само мироздание является трагедией, София попадает в плен материи, которая становится её темницей. Для платоников ошибка совершенного и падение идеального необъяснимы. Существуют различные интерпретации: Апулея**, Валентина***, Василида**** и других. Характерно, что святитель Григорий Богослов***** говорит, что древо жизни в раю было образом богообщения и грех Адама - это нетерпеливое желание подойти, еще не подготовленным, к высшему, непосредственному созерцанию Божественного Света; впрочем, Григорий Богослов говорит осторожно, то есть как: можно предположить. Если мы правильно понимаем мысль Григория Богослова, то грехопадение Адама - это подмена постепенного преображения тёмной экстатикой.
* Плирома - здесь: полнота.
** Апулей (ок. 125 - ок. 180) - римский писатель.
*** Валентин (? - ок. 160) - философ-гностик.
**** ВасилиВ (?-П) - философ-гностик.