«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

***** Григорий Богослов, сет. (t389) - отец Церкви.

У платоников существовала версия, впос­ледствии разделявшаяся Оригеном*, о предмирном падении душ, которые в наказание посылаются на время в материальные тела.

* Ориген (ок.185-253/254) - христианский бо­гослов и философ.

Иные относили понятие «падение Софии» к гордости, иные считали это просто ошиб­кой, иные - необходимым этапом Боже­ственного бытия. Соловьёв дал новую ин­терпретацию этой проблемы. По его мысли, Софией руководило желание индивидуали­зировать своё бытие, другими словами, идея захотела стать индивидуальностью и созна­тельно выбрала бытие вне Божества; в сущ­ности говоря, здесь - повторение старой концепции платоников-гностиков об эго­центризме неких духовных существ, который привёл к обособленности; и те же моти­вы - интерес к неведомому, желание сво­боды и затем трагедия богооставленности. Александра Блока можно назвать учени­ком Соловьёва, его поэтическим интерпре­татором, хотя Блок жаловался, что сочине­ние Соловьёва «Оправдание добра»*, кото­рое сам автор считал главным трудом всей жизни, представляет собой скучнейшую книгу; но космология Соловьева, как образ Софии, покинувшей Божество, пронизывает все творчество Блока.

* См., напр.: Соловьев В. Оправдание добра // Собр. соч.: В 10 т. Репр. Брюссель, 1966. Т. 8. С. 1-511.

Как Соловьев явился не только продолжателем, но и ин­терпретатором Платона, так и поэзия Бло­ка представляет собой смесь софиологии и розенкрейцерства; софиологии - как философии и розенкрейцерства - как мо­рали. Наиболее колоритны в этом отноше­нии пьесы Блока, которые представляют собой розенкрейцерские мистерии. Мрач­ным апофеозом поэзии Блока, как бы завершающим аккордом, в котором рвутся: струны скрипки, является не менее колоритная поэма-мистерия «Двенадцать»*. В ней отражена люциферианская стихия револю­ции, которая оказалась родной стихией для самого Блока. Неудивительно, что поэт Ге­оргий Иванов** написал:

Это чёрная музыка Блока

На сияющий падает снег***.

София у платоников неоднозначна - это план мироздания, идеальный образец кос­моса, архетип, а в некоторых случаях - све­товой двойник человеческой души. У Бло­ка София - это, прежде всего, человеческая душа. Её ведёт за руку её спутник - Лю­цифер, ведёт, как Вергилий**** вёл Алигьери Данте***** по кругам ада.

* См, напр.: Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1960. Т. 3. С. 347-359.

** Иванов Г. (1894-1958) - русский поэт.

*** Иванов Г. Собр. соч.: В 3 т. М, 1994. Т. 1. С. 313.

**** Вергилий (70-19 до РХ.) - римский поэт.

***** Данте А. (1265-1321) - итальянский поэт.