«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
- семантическом.
Слово интеллект означает дух, разум (греческое). В этом смысле ещё священномученик Дионисий Ареопагит* говорил об Ангелах, что они «суть разумы», интеллекты**.
* Дионисий Ареопагит, сщмч. (t 96) - отец Церкви.
** См.: Dionysius Areopagita. De Divinis nominibus // Opera omnia: In 2 v. P., 1857. V. 1. Col. 693. (PG, 3). -м- также 29-ю Гомилию святителя Григория Великого (f 604): Gregorius Magnus. Homilia 29 //Орera omnia: In 5 v. P., 1849. V. 2. Col. 1214. (PL, 76).
В этимологическом плане интеллигенция - носительница духовных начал. Исторически семантика этого слова-термина видоизменялась соответственно духовным состояниям человечества.
Первые интеллигенты возникли в жреческой среде. Это были теурги - хранители культа. Культ включал в себя гимнографию, поэтому интеллигенты были религиозными поэтами. Что касается богодухновенной религии, то в ней Божественное Откровение проявлялось в теургическом и храмовом действиях, а Библия, как Божественное слово, переданное через человеческое слово, была дана Пророкам, которые передали это Откровение в форме священной поэзии. Затем интеллигенцией стали философы и учёные. В древности разделения на философию, науку и искусство не существовало, поэтому эрудиты античного мира были носителями единого «сплава» знаний и хранили его как корпоративную тайну.
Что же касается интеллигенции ветхозаветной Церкви, то среди неё философов почти не было: богословие занимало место философии и этим вполне удовлетворяло духовные запросы людей. В языческом мире суррогатом Предания явилась мифология. И Священное Писание (вместе со Священным Преданием), и мифы написаны особым языком, который называют символическим, но между ними существенная разница. Миф - это система символов в виде шифра, то есть та же корпоративная тайна. При этом сам миф является сюжетом языческого культа, а особенно языческих мистерий, явленных в драматической форме. Миф - это замена исторической реальности особой поэтической интерпретацией, которая скрывает эту реальность от «внешних» и открывает только узкому кругу посвященных, то есть элите.
В отличие от языка мифа, язык Священного Писания не является языком конспирации; он рассказывает о реальных событиях, только истолковывая их иносказательно, символически, то есть расширяя их буквальное значение, используя так, как используют простые конструкции для построения многоэтажного здания. Реалии Библии следует понимать в историческом, аллегорическом, нравственном, анагогическом* и других смыслах, не исключающих, а дополняющих друг друга.
* Анагогический - мистический, духовный.
Миф стремится к символическому образу, или не существующему объективно, или же наделенному, как бы «обросшему», ирреальными чертами и свойствами.
В Священном Писании образ - это живой человек или реальная историческая картина, но сами по себе они служат прообразами других, будущих реалий. Священное Писание, в отличие от мифа, лишено таких элементов, как фантазия, изобретательность, басенная метафоричность и тому подобное.
В языческом мире интеллигенция стала приобретать всё более элитарный характер, даже при деградации культа и трансформации его в культуру эта элитарность сохранялась в теургии**, философии, науке и искусстве.
** Теургия - здесь: магия богоуподобления.
В ветхозаветной Церкви сословного элитаризма не существовало. До нас не дошло сведений ни об одной научной, философской или поэтической школе, существовавшей в Палестине до периода раввинизма; и только затем начинается выделение интеллигенции в лице ветхозаветных книжников и фарисеев, что знаменовалось бурным расцветом синагогальных и раввинистических школ. Сходную картину мы видим в христианстве. В первенствующей Церкви не было философских систем, не было научных корпораций, не было профессионального искусства - такого, как светская поэзия, театр и так далее. Был культ, то есть служение Богу, культ, который заполнял собой всю жизнь христианской общины; но и в христианстве с постепенным охлаждением к религии и отходом от культа начинает возрастать культура.