«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Религия - это жизнь человека в духовном плане, культура - жизнь в душевном плане. Слово интеллигенция уже не обозначает духовность, а начинает обозначать умственно-душевную деятельность. Происходит расщепление: дух принадлежит религии, душа - культуре. Но это только кажущееся разделение, на самом деле душа начинает агрессию против духа, завоёвывает его владения и секуляризирует их. Христианская интеллигенция жадно впитывает в себя языческую культуру. Аристотель* и Цицерон** стоят на одной полке с Библией. Когда говорят о периоде Возрождения, то в первую очередь отмечают ренессанс в искусстве, а ведь ренессанс в науке или в философии возник гораздо раньше. Интеллигенция ставит себе утопическую задачу - соединить античную философию с христианством. Впрочем, уже греко-иудейский философ Филон Александрийский*** пытался соединить Библию с «Диалогами»**** Платона.
* Аристотель (384-322 до Р.Х.) - древнегреческий философ.
** Цицерон (106-43 до Р.Х.) - римский политический деятель, писатель и оратор.
*** Филой Александрийский (ок. 25 до Р.Х. - ок. 50 по Р.Х.) - греко-иудейский философ.
**** См., напр.: Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968-1972; он же. Диалоги. М, 1986. (Доп. том).
Первыми интеллигентами такого рода явились гностики, а затем уж на сцену вышли прямые еретики - такие, как, например, Ориген и Арий*. Но соединить христианство с античной эклектикой не удавалось: эти попытки, как правило, кончались пантеизмом. Зато происходило другое - менялся менталитет интеллигенции: всё больше отдалялись друг от друга два града - град этого мира и град Божий, Церковь.
Интеллигенция с её языческими представлениями, с её сократо-платоническим** интеллектуализмом и аристотелевскими категориями осталась за границами Церкви.
* Арий (256-336) - александрийский пресвитер-ересиарх, основатель псевдохристианского учения.
** Сократ (ок. 470-399 до Р.Х.) - древнегреческий философ.
Философия пытается заменить собой Откровение. Наука, оторванная от духовного мира, материализует мысль человека. Искусство возбуждает человеческие страсти и стремится заменить Божественную красоту тленной и обманчивой земной красотой.
Возникает вопрос: может ли философ, учёный или художник быть христианином?
Нам кажется, и да, и нет. Если человек считает, что посредством усилий своего разума, в системах строгого логизма, он может познать истину без Откровения, то он не христианин. Если он обращается к философии как к средству для выражения мысли, если он использует философию для уточнения терминологии и упорядочения мышления, то он может быть христианином.
Если учёный считает истиной только факт, подтверждаемый в эксперименте, и ищет материальный субстрат как опору для мысли, то он не христианин. Если учёный признает духовный гносис, относящийся к миру сверхреалий, не смешивая при этом метафизику с физикой, то он может быть христианином.
Если художник или поэт смотрит на мир как на высшую ценность, автономную от Бога, и не видит вечности, на фоне которой проходит земная история, если он не понимает, что материальный мир с его красотой - это ступень к духовному миру, если он не видит в конечном отблеск бесконечного, то творчество такого художника будет служить только удовлетворению Душевных страстей. Такой художник не может быть христианином. Если же для него видимый мир - это песня, составленная во славу Божества, и в земной красоте он прозревает следы вечной красоты, то он может быть христианином. Но мы, к сожалению, вынуждены констатировать, что интеллигенция не ищет Бога в видимом мире, а только старается удовлетворить свои страсти, притом и плотские, и интеллектуальные, и душевные. Чаще всего философ говорит: «Я могу без Бога познать мир». Учёный говорит: «Наука может дать счастье человеку, создав обилие материальных благ на земле. Вечность - гипотеза, а Земля - реалия; давайте жить тем, что мы видим своими глазами и имеем в своих руках». Люди искусства говорят: «Живи мгновением, любуйся мгновением, оно неповторимо; чем глубже твои страсти, тем полнее и прекраснее твоя жизнь. Зачем ограничивать себя?». Конечно, есть и верующие интеллигенты, может быть их даже немало, но им необходимо совершить подвиг души, как мы уже отмечали, своего рода подвиг воли. Они должны приобрести истинную, духовную, интеллигентность и отказаться от душевной интеллигентности или по крайней мере подчинить её духу. Интеллигенция часто упрекает народ в предрассудках и суевериях, но чаще всего эти суеверия относятся к поверхностному слою религии, а «комплексы» интеллигенции - интеллектуальные предрассудки - касаются самой сущности религии, поэтому они намного опаснее, чем «детское» невежество. Наивные суеверия могут быть легко разъяснены и затем отброшены, а чтобы избавиться от своих предрассудков, интеллигенту надо подчинить вере свой менталитет, то есть, говоря прямо, изменить его.