«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Нигилизм и цинизм - это предпоследние звенья в борьбе с христианством. А уж за ними выступает та сила, которую мы назвали сатанизмом,- религия зла и бездушия, претендующая на роль всемирной религии.
Античные философы, в том числе неоплатоники*, рассматривали зло и грех как оскудение и недостаточность добра. Хотя язычники верили в существование и добрых, и злых духов, но эта нескончаемая вереница почитаемых язычниками божеств была общей семьёй.
* Неоплатонизм (III- VI) - направление в древнегреческой философии.
Зло являлось, скорее - внешней, разрушительной силой, которая нарушает гармонию природы. Но личностного зла, воплощением и источником которого стал сатана, и тёмных глубин греха, таящихся в сердце человека, ум самых великих античных философов не мог себе представить и понять. Поэтому в борьбе против зла они оказывались бессильными и как бы слепыми, как перед врагом, захватившим потаённые обители их собственной души. Говорят, что над воротами Дельф было написано: «Познай самого себя»*,- но этот призыв так и остался невыполненным: познать истину можно только через Откровение, а глубины души, похожие на преддверие ада,- через благодать.
* На фронтоне храма Аполлона в Дельфах было начертано: FvuGi aeccuxov. Изречение приписывается древнегреческому философу Фалесу (ок.625 - ок.547 Р.Х.) (см.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и йзРечениях знаменитых философов. М., 1979. С. 75).
Философы смогли дойти до самого поверхностного, самого неполного определения греха - как недостатка добра. Впрочем, здесь следствие спутано с причиной. Именно грех явился действенной силой, изгоняющей добро, свойственное человеку до грехопадения, из его души. Не зло является следствием недостатка и оскудения добра, а само оскудение произошло из-за действия олицетворявшегося зла. И только христианство открыло нам трагическую картину борьбы человеческой души с космическим всепронизывающим злом. Оно показало зло как реальную силу, как сатанинскую энергию, а источник зла - как живую личность падшего первоангела, который борется с Богом в человеческом сердце.
Человеческая душа по природе добра, но мы получили не её первозданную природу, а искажённую, испорченную, проеденную грехом и тяготеющую к греху. Наша душа - образ Божий, полюбивший демона, и в этом страшный внутренний трагизм человеческой души. Грех - не простая ошибка. Сравнительно редко случается, когда человек делает грех по ошибке. В нас живёт совесть, которая как бы посылает в наше сознание безмолвные сигналы тревоги, предупреждает нас. Но зло чарует, пленяет человека, обманывает его, и человек совершает грех из-за ложной сладости греха, которая тут же превращается в горечь. И что самое страшное, человек не учится на собственных грехах, а наоборот, ищет каких-то необычайных ощущений в ещё больших глубинах новых грехов.
Прародительский грех - это действующая динамическая сила. Он проявляется не после образования человеческого существа, а уже в процессе его образования. У эмбриона еще нет головного мозга и сердца, но грех уже вошёл в него и отравил его существо. Первородный грех содержит в себе «программу» всех грехов, поэтому человек в своей греховной природе действительно грешен во всём. В нём отражены грехи всего человечества так, как море отражается в каждой капле своей воды. Некоторые считают, что в человеке грех существует потенциально и проявляется только при определённых обстоятельствах. Но это не так: он активно действует в тёмных недрах человеческой души, но мы фиксируем его только тогда, когда он проявляется в виде помыслов и греховных образов в области нашего сознания. Так и ядовитую змею мы можем заметить только тогда, когда она высовывает из своей норы голову наружу и шипит на нас.
Грех внедрился в нашу душу, стал как бы её свойством и поэтому требует себе пищи. Если грех был бы чужд человеку, то человек, однажды испытав его горечь, боялся бы его, как боится змеи и инстинктивно обходит её стороной. Но человек забывает о демонической мощи греха и возвращается к нему снова. Однако существует и еще одна сторона греха: когда человек сознательно, через грех, общается с сатаной: на этом основаны ритуалы чёрной магии.
В чём, например, пленяющая сила поэзии Шарля Бодлера* и Артюра Рембо*? В их сатанизме. Почему интеллигенция так жадно читает Жориса Карла Гюисманса* и Валерия Брюсова* («Огненный ангел»*)? Потому что интеллигенция хочет постичь секреты магии или по крайней мере подышать одним воздухом с сатаной. Почему Блок был назван Галактионом Табидзе* «королем» поэтов?
* Бодлер Ш. (1821-1867) - французский поэт.
* Рембо А. (1854-1891) - французский поэт.
* Гюисманс Ж.-К. (1848-1907) – французский писатель и критик.
* Брюсов В. (1873 -1924) - русский писатель и поэт.