«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

* См., напр.: Брюсов В. Огненный ангел // Coбр. соч.: В 7 т. М., 1974. Т. 4. С. 7-327.

* Табидзе Г. (1892-1959) - грузинский поэт.

Потому что в скрытых сим­волах его поэзии (которых большинство не понимает, но, какими-то подсознательными ассоциациями, чувствует) явлен дух бого­борчества, одновременно лиричного и ожесточенного. Напомним: «Стихи о Прекрас­ной Даме» - это история отпадения души от Бога, это опустевший храм, в котором нет Христа. Вторым персонажем, после персо­нажа первого - одинокой души, «падшей звезды», выступает уличный паяц - рас­крашенный клоун, который олицетворяет собой насмешку над святыми. В стихотво­рении «Незнакомка» незнакомка - «Прекрасная Дама», «падшая звезда» - появля­ется в кабаке среди пьяной толпы. Неко­торые считают названное стихотворение «бессмертной балладой», однако перед нами - мистическое обручение души с са­таной. Последние, заключительные слова этой мистериальной «баллады»: «Исти­на - в вине»*, то есть истина - в грехе.

* Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 2. С. 186.

На­ши романтически настроенные интелли­генты хотят видеть в этом стихотворении возвышенное, но его смысл лучше поняли «ночные феи» Петрограда, которые обращались к прохожим со словами: «Я - "незнакомка", хотите, познакомимся». В другой раз душа предстаёт в образе цыганки Фаины, которая своей бешеной пляской «заслонила... всех подруг»*. В дра­ме «Роза и Крест» верность и честь изоб­ражены в виде уродливого рыцаря Бертра­на, который защищает «Даму», распутни­цу-изменницу: рыцарь стоит на страже, когда «Дама» совершает разврат, и умира­ет, защищая своей грудью чужой грех**. Стихи «Арфы и скрипки» - это агония Блока как поэта и как человека. После по­этической «клинической смерти», продол­жавшейся несколько лет, его талант снова вспыхнул демоническим светом в поэме «Двенадцать», которая, как мы уже гово­рили, представляет собой розенкрейцер­скую мистерию, разыгравшуюся в снежной ночи Петрограда. Пьяную ватагу красно­гвардейцев, забрызганных кровью, возглав­ляет Люцифер в образе Христа. По розен­крейцерскому учению, Люцифер должен занять место Христа. Этому падшему ан­гелу - тайно и явно - всю жизнь служил Блок, стихи поэта заставляли как бы эхом звучать люциферианские струны в глуби­нах человеческой души.

* Блок Л. Собр. соч.: В 8 т. Т. 2. С. 254.

** См.: Там же. Т. 4. С. 245.

Сатанизм - это безумие. Сатана - это не только воплощённый грех, но и первый безумец. И Блок отразил падение челове­ческой души не только своими стихами, но и самой своей жизнью.

Как легко человек отдаётся страстям и греху и как легко оправдывает себя! Пото­му что человек считает грех ошибкой, из­винительной слабостью, недоразумением, вроде какой-то неудачной загородной про­гулки, после которой, впрочем, можно спо­койно возвращаться домой. Человек не видит метафизического лица греха, а ведь это - лицо сатаны. Падший ангел предсто­ит человеческой душе, он действует на неё своим мрачным обаянием, своей чарующей песней, но это - песня смерти. Некоторые склонны думать, что грех - это страстное стремление к наслаждениям, когда душа за секунду греха готова отдать вечность. Но это не совсем так. Многие грехи не сопряжены ни с каким наслаждением, и именно там проявляет себя любовь ко злу, если не считать, правда, что для пленённой демо­ном души богоборчество и осквернение Святыни - тоже наслаждение, но другого свойства. Это наслаждение - ненависть к Богу и стремление через попрание всех заповедей и через оплевание святынь при­обрести хоть какую-то свободу. Все ритуалы чёрной магии и сатанинских сборищ содержат в себе изощрённый грех - гре­шить ради сатаны - и желание прибли­зиться к сатане, стать как бы одним духом с ним. Грех - это иллюзия счастья, грех - это включённость в мир порочного вооб­ражения и фантазии. Наша интеллиген­ция живет в мире своего воображения. Страсти интеллигенция, как мы уже отме­чали, считает разноцветными красками палитры, которыми она рисует собствен­ную картину жизни, легко впадая в тай­ный демонизм.

Для античных философов и большин­ства наших современников грех - это толь­ко «что» (поступок, потеря, состояние и так далее). Но есть живое сердце греха, это - «кто», это - личность, это - сатана. Не «что», а «кто» борется с нашей душой, с ним мы входим в общение и приобщаемся его смертоносной, похожей на разрушитель­ную радиацию, энергии.

Чтобы бороться с грехом, надо ненави­деть не только «что», но и «кого», надо не­навидеть и личность, точнее - индивиду­альность сатаны. Но для победы над грехом необходимо ещё одно условие, может быть главное. Сатана сильнее человека, в едино­борстве с ним человек будет побеждён. Лич­ность может победить только другая лич­ность, поэтому наша победа - дать в сердце место Христу - Победителю смерти и ада.

В понятии о личности как воплощении и источнике добра и зла содержится тайна вечной жизни и вечной смерти. Вечная жизнь - это выбор добра, как Личности Христа, единство с Ним в любви и приоб­щение через Него бесконечных, Боже­ственных совершенств. Не что иное, как Личность Христа - Предвечного Бога, от­крывает человеку вечную жизнь, включает человека в царство света, делает его са­мого лучом этого света. И напротив, выбор греха - это приобщение к олицетворению и источнику греха - сатане.

Грех имеет свою метафизическую и мистическую сторону - это любовь души к сатане, любовь блудная, несчастная и мучительная, но любовь личностная, которая уподобляет и единит. Если бы грех был только «что» - суммой поступков, а геенна - юридическим наказанием за эти поступки, то было бы не­понятно, как за временное можно карать веч­ным. Но грех - это «кто», поэтому человек через грех делает выбор: он вяжет себя своей роковой нерасторгнутой любовью с сатаной. Любовь уподобляет. Человек становится демоноподобным. Сатана - это море ненавис­ти к Богу. Грешник пьёт воду, текущую в веч­ную смерть, из этого темного источника. Грешник иногда явно, а чаще всего скрытно от самого себя ненавидит Бога. В вечности эта ненависть будет раскрываться, то есть де­латься всё более глубокой и интенсивной. Грешник в благом уделе вечности не может оказаться уже потому, что он стал через свою порочную любовь частицей сатаны.