«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Обычно, когда определяют различие религий или конфессий, то останавливаются на их вероучении - догматике, затем - на обрядах и ритуалах. Но есть одна область, которая трудно поддаётся определению, но в то же время является самой сердцевиной религии: это - мистика.
Оккультисты, вступая в Церковь, несут в себе инерцию пантеистической и демонической мистики. Особенно разрушительное действие эта инерция проявляет в искажении молитвы. Поэтому несколько остановимся на этом вопросе. Мы не задавались целью разбирать бесчисленное количество школ и систем неоязычества, а только хотим указать на некоторые факты, чтобы помочь людям осознать, какую рану они могут носить в себе.
Индуисты, вернее - индуистские мистики стремятся к состоянию, как уже говорилось выше, называемому самадхи. Оно имеет сходство с экстазом неоплатоников. Гималайский пантеон богов - это персонификация свойств «единого»; многобожие - религия толпы; картинки, нарисованные для детей, которые не познали Божественное начало, обитающее в них самих. Но «посвящённый» индуист знает, что существует только единый, а множественность - иллюзорна. Он отвлекает свой ум от множественности форм, мыслей, картин и представлений. Это интеллектуальное упрощение относится как к внешнему, так и к внутреннему, психическому миру самого человека. Он как индивидуум кажется себе иллюзией: «Нет ни меня, ни тебя; существует только он», другими словами: «Я - есть ты, ты - есть он». Человек пытается путем медитаций отождествлять себя с этой аморфной и безликой единицей как единственным бытиём, вне которого начинается мир иллюзий. Он посредством медитативных упражнений хочет слить себя с абсолютом и остаётся с единственной верой в то, что он и Божество - едины, а точнее - он сам своё божество. Психическая жизнь подавлена, как бы уничтожена; вере в свою божественность ничего не противостоит. Эта идея охватывает всего человека и приводит его в состояние транса. Разумеется, молитва здесь отсутствует: кому молиться, если молящийся тождественен абсолюту? Притязания на богоравенство или самообожение являются основой первородного греха и ведут начало своё от отпадения сатаны, который посчитал себя богом.
Итак, прошедший путь индуистской мистики под видом молитвы обращается не к Богу, а к самому себе и заменяет молитву медитацией. Самое страшное искушение для такого человека, что он в христианстве с трудом приобретает чувство общения с Богом как с Личностью; для него Божество - неопределённый универсум. Поэтому у людей, пришедших из пантеистических религий и оккультных учений, если они были практически включены в них, надолго остаётся какая-то холодность ко Христу как Богочеловеку. Оккультист Владимир Соловьёв подменяет Богочеловека богочеловечеством. Ранние философские работы Соловьёва, а также произведение «Смысл любви» носят пантеистический характер. Впрочем, в ранних произведениях философ пытался обобщить христианский и восточно-пантеистический опыт, только не мистики, а мышления. А «Смысл любви», как мы уже отмечали, проводит идеи шиваизма* и шактизма. Характерно, что Соловьёв долгое время занимался спиритизмом.
* Шиваизм - оргиастическое течение в индуизме.
Что касается Флоренского, пришедшего к христианству от платонизма и гностицизма, то он пишет о Христе каким-то ледяным тоном: так можно писать о мертвеце. По сути дела, у Флоренского Христос, еще раз подчеркнём, заменён Софией - «матерью мира».
Прошедшему путь буддизма следует помнить, что буддизм в своих отрицаниях-негациях ещё более радикален, чем индуизм (нам, впрочем, кажется, что точнее будет название шиваизм). Если шиваизм учит о сведении психической жизни человека к некой универсальной единице, то мистика опустошения в буддизме стремится свести всю психическую жизнь к нулю, объявив злом всякое бытие. Шиваизм ищет единого бытия под многообразием форм жизни. Буддизм отрицает бытие универсума. Его мистика - не уничтожение форм, а уничтожение самого бытия как иллюзии, влекущей за собой реальные страдания (мы об этом уже говорили в связи с творчеством Рериха). Здесь не только уничтожаются мысленные объекты, но подвергается беспощадной ампутации вся эмоциональная сфера человека.
Продолжением буддизма, который чуждался философско-метафизических проблем, является его вариант в виде ламаизма*, хотя это «продолжение» нам представляется как шаг назад, к индуизму.
* Ламаизм - течение буддизма, распространенное в Тибете и Монголии.
По этому учению, предсуществует пустота, которая рождает сама из себя элементы бытия, настолько кратковременные, что их можно назвать вневременными. Эта пустота является первоосновой вещей. Этот вакуум, в котором должна раствориться без остатка душа человека, представляет собой вожделенную цель ламаистов. Ламаизм пытается философски осмыслить буддизм, но буддизм не делал попыток осмыслить и определить нирвану, для него определение нирваны в словесной формулировке было бы уничтожением самой нирваны. Буддизм остановился на уровне эмпирики, поставив саму психику человека в неестественные условия искусственного торможения душевных процессов. Буддизму нет дела ни до Божества, ни до души, ни до метафизического мира, ни до начала, ни до конца мироздания. Для него само бытие отождествлено с понятием зла; это - диссонанс, постоянно терзающий человека. Страдания человека можно уничтожить, только если уничтожить само бытие, а точнее - остановить проявления бытия. Пришедшие в Церковь из буддизма отличаются наклонностью к субъективизму и индивидуализму; их религиозная жизнь как бы застывает в их рассудке. Буддисты и ламаисты (так же, впрочем, как и шиваисты), напомним, теряют чувство личностного Бога. Для них Божество - это энергетическое начало. Они ищут Его не в молитвах, а в медитациях, и само понятие молитвы у них искажено: для них, повторимся, молитва не мольба, а рассуждение, обращённое не столько к Богу, сколько к собственной душе; они ищут субъективных состояний, а не общения с Богом как с Живой Личностью. Для них остаётся чуждой первая заповедь евангельских Блаженств: блаженны нищие духом (Мф.5,3). Они чувствуют себя в молитве не нищими, а теургами и часто приписывают словам молитвы самостоятельную силу. Поэтому пришедшие к Православию от этих учений не должны забывать, что молитва, как сказано выше,- это диалог между двумя личностями: ограниченной человеческой и безграничной Божественной. Это синергизм* двух воль. Результат молитвы - от Бога, наша - только просьба.
* Синергизм - здесь: взаимосвязь.
Хотя оккультизм не отрицает ценности земного бытия, но он отрицает цель бытия как общение с Божеством; для оккультизма нет Бога как объекта молитвы, оккультизм имеет дело с космическими духами (а на самом деле с демонами); он хочет влиять на мир словами и магическими ритуалами.
Демон имеет индивидуальность, но личность в нём стёрта. Молитва оккультиста носит характер императива - повеления; это - агрессия в мире агрессоров с целью заставить их служить оккультисту посредством магических знаков и таинственных имён (как паролей и талисманов). Это - общение с демоном через уподобление ему, вот почему у оккультистов до чудовищных размеров развивается гордость.
После перехода в Православие оккультисту, привыкшему к монологу, трудно почувствовать Бога как Живую Личность. Сатана - холоден; сердце у оккультиста также холодно, там нет любви, хотя душа сектанта постоянно обуреваема страстями (страсть - это пламя, которое жжёт, но не согревает). Молитва оккультиста также обращена по инерции к некой безликой силе, поэтому ему нужен особый контроль над собой. Он ищет способы к молитве, но забывает о главном: что молитва есть плод смирения и любви.