«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Эти кошмары, переложенные на язык ассоциативных образов, Пастернак воплощал в безукоризненные стихотворные формы. Однажды поэт обронил знаменательную фразу, которую, может быть, услышал в своих кошмарах:
...опередивши мир
На поколения четыре,
По крышам городских квартир
Грозой гремел полёт валькирий*.
Валькирии - богини мщения в тевтонской языческой мифологии. Рок-музыка и вообще модернистское искусство на четвёртом поколении от Пастернака - это кара детям за грехи отцов.
Мы хотели было закончить наше скитание вокруг горы Броккен**, но тут вспомнили ещё одного декадента с партийным билетом в кармане - сначала господина, а потом товарища Брюсова.
Михаил Врубель***, незадолго перед смертью в психиатрической больнице, нарисовал брюсовский портрет, и лицо поэта было изображено так, что, казалось, мрак струится из него. Это поразило даже самого Брюсова.
* Пастернак Б. Стихотворения и поэмы: В 2 т. Т. 2. С. 112.
** По немецкому средневековому поверью, на горе Броккен в Саксонии в Вальпургиеву ночь (с 30 апреля на 1 мая) проводится ежегодный шабаш ведьм.
*** Врубель М. (1856-1910) - русский художник.
Но что Брюсов считает нужным для поэта? Каковы его заветы?
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно*.
Чей это завет, похожий на могильный камень? В другом стихотворении поэт провозглашает:
Как Данту, подземное пламя
Должно тебе щеки обжечь**.
То есть перед нами такой же, как и, напомним, у Блока, намёк на розенкрейцерский завет: «Познай всё, изведай глубины греха, пройди через ад, чтобы стяжать мудрость и стать совершенным».
Мы не коснулись творчества грузинских поэтов из братства «Голубые роги»*** и Терентия Гранели****, признавая свою некомпетентность.
* Брюсов В. Стихотворения и поэмы. Л., 1961. С. 96.
** Там же. С. 287.
*** «Голубые роги» (нач. XX) - литературное объединение грузинских поэтов-символистов.
**** Гранели Г. (1898-1934) - грузинский поэт.
Впрочем, выражение: «Король поэтов - Блок»,- как мы уже отмечали, принадлежит Галактиону Табидзе.
Нас могут спросить: неужели вся поэзия - это шествие под знаменами сатаны? Конечно нет. Есть стихи светлые, как небесная лазурь, и прозрачные, как горный поток. Есть стихи мудрые, навеянные размышлениями о жизни. Есть стихи чистые, как первые слезы любви, стихи, посвящённые человеческим чувствам, но не запятнанные грехом. Есть стихи торжественные, подобные гимну Богу. Есть, наконец, народные песни, умиротворяющие душу. Мы говорим не о них, а об опасности не увидеть лик демона под покровом земной красоты. Мы говорим о тех, кто наливает яд в хрустальные бокалы. Мы говорим не о поэзии вообще, а об определённой тенденции в поэтическом искусстве.
Итак, мир спасёт красота? Но ложная красота пленяет и без того развращённую душу человека и демонизирует и без того далёкий от Бога мир.