«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Для современного интеллигента, воспитанного в традициях гуманизма, оказываются непонятными и правила Церкви, запрещающие молитвенное и евхаристическое общение с еретиками. Интеллигенту кажется, что в этих правилах проявляются духовная гордость, самоизоляция, нетерпимость и отсутствие христианской любви. Он уверен, что эти правила представляют собой позднейшие прибавления к учению Христа, которые искажают сущность Евангелия. «Это средневековый фанатизм, от которого Церковь упорно не хочет отказаться»,- говорят интеллигенты и стараются противопоставить учению Церкви своё понимание любви и добра, только любви - без Бога - и добра - без отрицания зла. «Мы верим в одного Христа,- говорят господа гуманисты,- а церковные каноны - это только перегородки». Надо сказать, что сам гуманизм по существу своему нерелигиозен и индифферентен; он выключил человека из жизни Церкви ещё до того, как тот формально покинул Церковь. Гуманист перестал понимать, первое,- что такое догматы, второе,- что такое молитва. Более того, само слово догмат носит в сознании гуманиста отрицательный оттенок, как нечто косное, неподвижное, убивающее мысль и творчество. Между тем догмат - это Откровение Бога о Себе Самом, та вечная истина, облачаемая в человеческое слово, которая даёт человеку свет и умственное нетление. Искажение догмата - это искажение образа Христа в душе человека, ложный догмат - это ложный образ Бога, а духовная ложь - это темный лик сатаны. Гуманисту кажется, что все конфессии верят в одного Бога; но в том-то и заключается трагедия, что ереси и секты верят в другого Бога, хотя бы и называли его Христом, хотя бы и знали наизусть Евангелие. Господь сказал о поклонении Небесному Отцу. Современный человек привык смотреть на философские суждения как на нечто недостоверное, как на научные гипотезы, как на временную модель, нуждающуюся в постоянном обновлении. Под этим ракурсом он обычно рассматривает догматы и поэтому считает, что учение Церкви сложно модернизировать, чтобы согласовать его с принципами современного гуманизма.
Но здание церковной догматики - это единый монолит: искажение одного догмата ведёт за собой деформацию всего строения. Мы не признаем единства вне истины. Мы считаем, что вне истины не может существовать самой любви. Гуманисты редко понимают значение Евхаристии как принципа единства Церкви, единства по образу Святой Троицы. Церковь - это не союз, не соглашение, не ассамблея, а духовное единство живого организма. Ересь - это инородное тело в живом организме, и если это тело не будет отвергнуто, то оно приведёт весь организм к смерти. Литургическая молитва - это осуществление духовного единства. Сознательное единство с еретиками делает православных солидарными с ересью и ответственными за неё. Современный человек, как мы уже говорили, путает молитву с медитацией, то есть с размышлением, с самопогружением. Медитация - это субъективное психологическое состояние, а молитва - это великий треугольник, вершина которого - Бог, а нижняя линия - люди, соединенные единой верой, единым упованием.
Евхаристическая молитва соединяет присутствующих в храме в один живой духовный организм, в одно мистическое тело Христа.
Святые отцы выражают это единство с помощью такого образа: христиане похожи на зёрна пшеницы; во время молитвы эти зерна растираются жерновами, становятся мукой, смешиваются друг с другом, и из этой муки выпекается единый евхаристический хлеб. Молитва с еретиками - это хлеб, в который попали плевелы. С еретиками невозможно единство. Догматы - необходимые условия для духовного единства. Этого не может понять современная интеллигенция, для которой догмат - только теория, притом созданная-де в процессе эволюции. Мистически не пережив догмата как Божественного Откровения, не почувствовав его достоверности во внутреннем религиозном опыте, не подчинив свой малый разум великому разуму Церкви, интеллигенты подходят к догматике не как к Божественному Откровению, а как к философским тезисам, то есть результату интеллектуального творчества.
Что главное в христианстве? Если спросить интеллигентов, они ответят, что нравственная сторона его учения. Но и здесь противоречие. Мало кто из интеллигентов решается жить по заповедям - нравственным догматам: большинство удовлетворяется нравственным компромиссом, который в сущности своей безнравственен.
Что же влечёт интеллигента к христианству? С одной стороны, внутренняя неудовлетворённость: человек чувствует, что живет неправильно, что он одинок и несчастен, и он ищет выхода из тупика. Жизнь в Церкви представляется ему как некая альтернатива его наличному состоянию (состоянию охваченности пошлыми страстями, которые безраздельно владеют интеллигентом),- как альтернатива чувству безысходности и разочарования. С другой стороны, интеллигента влечёт к Церкви мистическое чувство, живущее в человеке. Человек ощущает таинственную красоту Евангелия, догадывается о существовании неизвестного для него мира, но, увы, пытается проникнуть в этот мир не с помощью изменения всей своей жизни, а с помощью интеллектуальных усилий. Ещё не войдя в Церковь, интеллигент уже требует реформ, которые сделали бы для него понятными жизнь и учение Церкви. Для гуманиста догматов веры не существует. Для них только один догмат - это «живой» человек, притом абстрактный человек. Поэтому гуманисты и возмущаются, что в Православной Церкви нельзя молиться вместе с еретиками и иноверцами. Для современного интеллигента Церковь - это группировка, а не единство. Он ищет в такой группировке солидарности, защищённости, взаимопомощи, аудитории, ищет возможности поговорить, только поговорить, о вере - в общем, он ищет привычного интеллектуального уюта.
Притом интеллигент в глубине души думает, что он оказывает честь самой Церкви, когда ходит в храм. А когда не чувствует «уважения» к своей элитарности и привилегированности, то возмущается: его поставили в один ряд с простым народом. Он хочет блеснуть умом, а ему говорят: «Стой смирно!». От этого у интеллигента немедленно появляется горечь в душе, и он начинает мечтать: как было бы хорошо создать особую Церковь интеллектуалов, в храмах которой проповеди читали бы не священники, окончившие семинарию, а верующие гуманитарии, вроде Сергея Аверинцева*, Льва Гумилева** или Мераба Мамардашвили***.
* Аверинцев С. (1937-2004) - русский филолог, - культуролог, библеист и переводчик.
** Гумилев Л. (1912-1992) - русский историк и географ.
*** Мамардашвшш М. (1930-1990) - русско-грузинский философ.
Но вернёмся к вопросу о возможности молитвы с еретиками. Во-первых, для этого мы должны признать, что догмат несуществен для мистического единства, то есть должны отказаться от Православия. Во-вторых, мы должны обмануть самих еретиков, свидетельствуя, через экуменическую молитву, что можно спастись, пребывая в ереси (сердце Церкви - это евхаристическая Жертва и общая молитва). Но, молясь вместе с еретиками, мы оказываемся не в Церкви, а в каком-то неопределённом и расплывчатом христианстве. Содержание, как мы уже отмечали, рождает форму, а форма хранит содержание. Так что для совместных молитв с представителями других конфессий и сект надо отказаться от православной литургики и перейти на вновь сочинённые экуменические молитвы, которые содержали бы в себе богословский минимализм, а именно - расплывчатую идею о Высшем существе, так как большинство ересей и сект отвергают реальность Причастия. Но для того чтобы «причаститься» с еретиками, надо реформировать литургику по протестантскому образцу, а вернее - создать новую литургию, когда бы Таинство было заменено воспоминанием о библейском событии. Поэтому, чтобы молиться с еретиками, нам нужно, прежде всего, перестать быть православными.
Мы указали выше, что интеллигенция путает два совершенно разных явления - молитву и медитацию: обращённость к Богу и обращённость к самому себе. Но в среде интеллигенции встречается и такое мнение насчёт молитвы. А именно: молитва-это энергия души. Перед нами скрытый материализм в виде энергетизма. Молящийся человек, с этой точки зрения, похож на динамо-машину, которая вырабатывает особый «психический ток». В такой общей молитве создается целеустремленный энергетический поток. Но эта молитва не направлена к Богу, в Ней нет чувства Бога как Живой Личности, в Ней нет главного - покаяния. Человек просто направляет свою «энергетику» для достижения определённой цели, соединяя её с «энергетикой» таких же синхронно молящихся человеков. Здесь вообще исчезает всякое различие вероисповеданий. И мусульманин, и язычник, и иудей - все в своих мысленных концентрациях «вырабатывают» некую психическую энергию. А «узлами» этой энергии могут одинаково служить и христианский храм, и буддийская пагода, и исламская мечеть. Это уже не экуменическая, а теософская молитва, притом - молитва без Бога А так как современному интеллигенту в Церкви не совсем уютно, то он обычно приходит к мысли, что лучше собраться вместе с друзьями и в тишине и спокойствии предаться психическим опытам по выработке энергии с помощью слов. Иногда, впрочем, молчаливо предполагается, что вместе собираться не обязательно, просто пусть каждый, в указанный час, посылает свою психическую энергию к определенному объекту. Это уже напоминает «Церковь атеистов», которая, кстати, существует в Европе, В такой молитве слово Бог употребляется как синоним космической энергии, впрочем, это слово вообще избегают произносить. А мы думаем, что единственный путь интеллигента к Церкви - это упрощение себя. Не обеднение, а упрощение. Интеллигент должен отбросить иллюзии о могуществе своего ума, о своих интеллектуальных привилегиях и о своей мнимой порядочности.
В Апокалипсисе сказано: «Ты думаешь, что ты богат, а ты беден, нищ и окаянен» (Откр.3,17).