«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вопрос: Может ли ложь иногда быть оправданием?

Ответ: Иногда ложь бывает только меньшим из зол, но никогда ложь не превращается в добро. Даже в вынужденной лжи надо каяться, и считать, что мы допустили ее из-за нашего несовершенства, из-за нашей слабости. Например, такой пример возьмем: у роженицы умер ребенок и сама она находится в тяжелом положении. Она спрашивает: что с моим ребенком? Что нужно ей сказать? Что ребенок умер? - это может убить ее, или солгать, что ребенок жив. Обычно выбирают из двух зол меньшее, то есть солгать, чтоб спасти ее жизнь. Но если бы мы обладали большей благодатью, - тем, что называется святостью, - то могли бы сказать правду и духовно поддержать при этом больную. Но дело в том, что мы не обладаем такой благодатью и поэтому слово, исходящее из нас, правдивое слово, может оказаться в данном случае жестоким словом. Но и в таком выборе все равно мы должны упрекать себя - почему мы находимся на той низкой ступени, где ложь для нас бывает необходимой, что, хотя знаем, что всякая ложь от диавола, но говорим ее. А причина одна - мы не достаточные христиане.

Вопрос: Отец, как можно бороться с ленью, которая мешает нам молиться?

Ответ: Считать, что каждый день нашей жизни может быть последним днем.

Вопрос: Как смотрит Церковь на пересадку сердца и других органов?

Ответ: В этом, мне кажется, нет греха, также, как и в переливании крови, потому что, в сущности говоря, здесь мы имеем дело с материалом тела, но не самим телом, даже органы - это материя тела, но не само тело. Я поясню свою мысль: в человеческом организме происходит беспрерывный клеточный обмен, в одну секунду погибает около миллиона клеток и возникает около миллиона других и, поэтому, пересаженное сердце через некоторое время будет иметь уже другую вещественную ткань. Материально оно уже станет другим, так что здесь остается некоторая организация органов, которую можно условно назвать «энергетическим планом тела». Но этот вопрос имеет моральное значение: имеем ли мы право, отнимать у человека какой-нибудь из его органов, если конечно этот человек уже не приговорен к смерти. А то теперь, особенно на Западе, стала распространяться торговля живыми человеческими органами, в этом уже есть нечто недостойное и греховное.

Вопрос: Иеговисты говорят, что в Священном Писании написано «в крови душа», это так?

Ответ: Не кровь - душа, а «в крови душа» - это нечто другое. У человека имеются все планы органической жизни, а именно: растительный, животный, человеческий, даже в какой-то степени структура минерала присутствует в его организме. Но душа дается от Бога. Душа не есть плод нашей крови. Она проявляется на разных уровнях, скажем: животная часть души проявляется больше через кровь, человеческая - через сознание, через сердце и мозг. Но это только лишь орудие души, а не душа и не часть души и поэтому переливание крови не является заимствованием каких-то психических качеств другого человека. В общем, у иеговистов постоянная материализация религиозных понятий.

Вопрос: Как вы думаете, Бог создал еще другой мир, которого

мы не знаем, который невидим?

Ответ: Это концепция не вяжется с христианским учением о том, что человек является посредствующей силой - звеном между Богом и космосом. Сам человек состоит из двух начал – духовного и физического; телом своим он принадлежит космосу, душой – духовному миру, он как бы звено, объединяющее эти два мира. После воскресения из мертвых будет новая земля и новое небо, то есть будет преображение всего космоса. Если где-то в космосе обитают еще другие существа, то кто они? Существа свободной воли? - тогда они могли пасть и согрешить, тогда Сын Божий должен бы принять их облик, чтоб спасти их. Гипотеза о множестве обитаемых миров не согласуется с представлением христианства о значении земли. Земля, как небесное тело, представляет собой песчинку в космосе, но по своему значению, по свой аксиологичности (достоинству), она является центром мира, центром уже потому, что на земле живет человек - существо, в котором заложены подобие и образ Божий, центром потому, что из этой земли Господь взял тело. Преподобный Максим Исповедник прямо говорит, что искупление Христа имеет космическое значение, что это преображение всего мира. Но преображение вселенной должно произойти через преображение человека.

Вопрос: Как думаете, мы христиане последнего времени?

Ответ: Раскройте Апокалипсис. Там говорится о будущем Церкви и мира, притом это будущее во многом представляет собой цепь нарастающих катастроф.

Что же касается вопроса, последние мы христиане или нет, то, Господь отказался ответить на вопрос, когда Он придет. Самый главный признак последнего времени - это оскудение любви. Люди потеряют любовь друг к другу, они станут эмоционально холодными и безразличными к самым близким и родным. И в этой «пустыне духа», среди городов, сверкающих стеклом и сталью, в ослепительном свете электричества и блеска реклам, духовно одичавшее человечество изживает само себя. Признаки последнего времени уже существуют, они нарастают и сгущаются, но когда настанет конец мировой истории - это знает только Господь. Все человеческие предположения о времени и сроках конца мира, как правило, не сбывались.