«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Во-первых, что такое обряд? Это - своеобразный язык и форма общения, а мы бы сказали - возможность общения. Странно слышать отрицание обряда со стороны интеллигенции, которая так высоко ценит форму в искусстве, при этом часто в ущерб содержанию, скрытому под видимой красотой формы.
Нас упрекают в обрядоверии. Это ложь. Для нас обряд - это связывающая и объединяющая сила. Обряд - это средство к богообщению, как бы его канал. В обрядоверии нет богообщения, там оно заменено попыткой богоупотребления. Поэтому обрядоверие, лишённое содержания, похоже на магизм, где через определённые формы стараются воздействовать на мир космических духов. Между тем в искусстве, особенно в поэзии, изысканность формы пленяет, как бы завораживает нашу интеллигенцию, даже когда под этой формой скрыта гнусная и гнилая сердцевина. Поль Верлен*, Константин Бальмонт** и другие поэты - это не маги слова, наподобие Платона, а маги формы.
* Верлен П. (1844-1896) - французский поэт.
** Бальмонт К. (1867-1942) - русский поэт.
В одном из стихотворений Бальмонт пишет:
Я - изысканность русской
медлительной речи,
Предо мною другие поэты -
Предтечи***.
*** Бальмонт К. Стихотворения. Л., 1969. С. 232.
Явно клиническая картина мании величия. Далее Бальмонт говорит, что его поэтическое мессианство в том, что он впервые открыл в речи «перепевные, гневные, нежные звоны». Вот один из образцов этих фонетических «перепевов»:
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
«Звон» слова - это его внешняя красота, и в то же время звенит то, что пусто внутри.
Футуризм* и сюрреализм** - это эстетизм в негативе, они построены на искусственной ломке форм, и поэтому из-за своей эстетической (или антиэстетической) программы они также принадлежат к сказочному царству формы.
* Футуризм (1910-1920) - авангардистское направление в европейской литературе и искусстве.
** Сюрреализм (1920-1930) - авангардистское направление в европейской литературе и искусстве.
Напротив, церковный обряд, к которому так скептически относится интеллигенция, содержит в себе огромную духовную информацию, как бы концентрированное содержание, и имеет глубокий смысл. В церковном богослужении через символы и образы проявляется и повторяется священная история мира. Каждый богослужебный цикл - это явление Библии из прошлого и будущего в настоящее. Здесь как будто все события проходят по сферической поверхности вращающегося духовного круга. Во время богослужения небо и космос заключены в пространстве храма, и через символические обряды мы включаемся в реальность духовного мира. Поэтому не интеллигенция может упрекнуть нас, верующих, в обрядоверии, а мы интеллигенцию - в фетишизации формы в искусстве.
И наконец, клеветническое обвинение, на которое и не стоило бы отвечать,- в том, что «возрождение Православия может привести страну к фашизму». Ни одна православная страна на протяжении своей истории ещё не была фашистской, да и не может таковой стать, несмотря на бредовые инсинуации врагов Православия.
Фашизм основан на антихристианской идеологии. Лидеры фашизма органически ненавидели христианство. Бенито Муссолини* был редактором газеты, представлявшей одну из атеистических секций Второго Интернационала** в Италии. Адольф Гитлер***, преследуя все христианские конфессии, наиболее жестоко притеснял Православную Церковь, например на Балканах.
* Муссолини Б. (1883-1945) - итальянский политический деятель.