Педагогическое наследие эмиграции. Материалы рел.-пед. кабинета в Праге

Считая нынешнее религиозное невежество причиной отсутствия или слабости веры, о. протоиерей полагает, что в 7 и 8 классах первоначально должны быть пройдены систематические курсы, устраняющие это невежество , а потом их следует завершить беседами по плану о. Четверикова, в которых те же вопросы были бы освещены светом Евангелия и Апостольских посланий.

Совещание соглашается, что при всей глубокой продуманности и содержательности план о. докладчика рассчитан лишь на "добронастроенных" людей и является нисколько не систематизированным собранием случайных истин, почему полезнее всего для дела соединить его с существующей программой курса веро и нравоучения, что придаст ему более или менее библейский характер. Более всего желательно было бы Библейское богословие, изучение вероучения и нравоучения по первоисточникам, но в известной системе (мнение Преосвященного Сергия). Однако так как, по справедливому выражению о. Сергия Булгакова, "Библия не систематична". Такое Богословие едва ли скоро появится, то намечаемое соединение программ прот. Ктитарева и прот. Четверикова до некоторой степени восполняет существующий пробел и имеет то достоинство, что способствует непосредственному ознакомлению с первоисточником христианского учения, дает возможность чувствовать и воспринимать дух Священного Писания, увенчивает преподавание Закона Божия прекрасным библейским заключением.

Мысль о. Четверикова о необходимости обратиться к первоисточнику православно-христианского веро-и нравоучения Священному Писанию особенно горячо, с исключительной энергией и ударением поддерживает проф. протоиерей о. С. Булгаков, усматривающий в новшестве о. докладчика попытку ввести в среднюю русскую школу преподавание Священного Писания или хотя бы его избранных мест. Не считаться с умственными течениями и идеями, говорит он, нельзя. Но если бы в школе достигалось хоть какое-либо знакомство со Словом Божиим, это было бы гораздо существенно. Наше незнакомство с Библией - великая беда. Пусть даже Писание не будет достаточно воспринято, но известное впечатление от него остается на всю жизнь. Не даром же англичане заставляют детей "долбить" Библию. Это арсенал христианской мудрости, неистощимый источник материала для выработки христианского мировоззрения. Всем известно значение текстов в Катехизисе. Это благодатное семя, посеянное в душе навсегда. Оно там хранится и сохраняется, а то, что усвоено только ради преходящего интереса, легко может быть забыто, когда отпадет этот интерес.

Общие руководственные указания последних параграфов доклада о. Четверикова, поскольку они согласуются с высказанными в настоящем Собрании суждениями по докладу, постановлено отнести к объяснительной записке. Там же решено выразить, как общий принцип, ту мысль, что окончательное решение вопроса о приемах преподавания, ибо оно в известной степени является творчеством, зависит от вдохновения, достигает большей успешности, когда ведется в соответствии с высшими расположениями и порывами души законоучителя. Окончание редактирования программы (с 4-го до 8-го класса включительно) и объяснительной записки к ней, применительно к сделанным указаниям за отсутствием о. докладчика, поручено члену Совещания В. Недельскому.

Намечаемую программу Закона Божия с объяснительной к ней запиской в их окончательной редакции, ровно как и протоколы Совещания, постановлено представить при сопроводительном отношении Преосвященнейшего Председателя Совещания, Епископа Сергия, на благоусмотрение Высшей Церковной Власти.

Протоколы комиссии по Закону Божию на втором Педагогическом Съезде в Праге

ПРОТОКОЛ № 1

Заседания Комиссии по Закону Божию при 2-м Педагогическом Съезде представителей русской средней и низшей школы за границей, от 6 июля 1925 года.

Первое заседание открылось обстоятельным информационным сообщением ее Председателя, о. Протоиерея Петра Беловидова о постановке преподавания Закона Божия в русских эмигрантских средних учебных заведениях и сербской средней школе в православной Сербии.

Затем Протоиерей о. Сергий Четвериков изложил общий ход работ Пражского Совещания по выработке новой программы по Закону Божию, которая была организована в феврале текущего года по почину Педагогического Бюро.

Проф. В. В. Зеньковский представил фактическую справку о количестве уроков по Закону Божию в русских гимназиях в Тржебове и Праге.

Далее о. Председателем был поставлен общий вопрос о степени обязательности постановлений Съезда для русских эмигрантских школ, существующих в разных, часто весьма различных по своему строю, государствах Западной Европы. Отвечая на этот вопрос, проф. В.В.Зеньковский высказался в том смысле, что момент власти, обязательной нормативной силы в деятельности Съезда могут опираться, их авторитетом могут оправдывать те или иные свои начинания сочувствующие школьные элементы; а в случае необходимости защитить желательные школьные порядки от сторонних посягательств, постановления Съезда являются авторитетным выражением организованного общественного мнения русской эмиграции.

Переходя непосредственно к задачам Комиссии, В.В.

При этом оратор оговорился, что он признает бесспорным то положение, что в общем составе всех школьных предметов Закон Божий считается внутренне с ними связанным, неотъемлемым органическим элементом школы.