Педагогическое наследие эмиграции. Материалы рел.-пед. кабинета в Праге

Заседания Комиссии по Закону Божию при 2-м Педагогическом Съезде представителей русской средней и низшей школы за границей, от 6 июля 1925 года.

Первое заседание открылось обстоятельным информационным сообщением ее Председателя, о. Протоиерея Петра Беловидова о постановке преподавания Закона Божия в русских эмигрантских средних учебных заведениях и сербской средней школе в православной Сербии.

Затем Протоиерей о. Сергий Четвериков изложил общий ход работ Пражского Совещания по выработке новой программы по Закону Божию, которая была организована в феврале текущего года по почину Педагогического Бюро.

Проф. В. В. Зеньковский представил фактическую справку о количестве уроков по Закону Божию в русских гимназиях в Тржебове и Праге.

Далее о. Председателем был поставлен общий вопрос о степени обязательности постановлений Съезда для русских эмигрантских школ, существующих в разных, часто весьма различных по своему строю, государствах Западной Европы. Отвечая на этот вопрос, проф. В.В.Зеньковский высказался в том смысле, что момент власти, обязательной нормативной силы в деятельности Съезда могут опираться, их авторитетом могут оправдывать те или иные свои начинания сочувствующие школьные элементы; а в случае необходимости защитить желательные школьные порядки от сторонних посягательств, постановления Съезда являются авторитетным выражением организованного общественного мнения русской эмиграции.

Переходя непосредственно к задачам Комиссии, В.В.

При этом оратор оговорился, что он признает бесспорным то положение, что в общем составе всех школьных предметов Закон Божий считается внутренне с ними связанным, неотъемлемым органическим элементом школы.

Протоиерей о. Сергий Четвериков остановился на идее концентрического преподавания Закона Божия, познакомил Комиссию с предложением о распределении курса учения о Богослужении Православной Церкви и в связи с этим представил краткую схему распределения отделов Закона Божия по классам. Представленную им программу он назвал примерной и пояснил, что для выполнения этой программы необходимо 50 годовых уроков.

Заканчивая предварительные рассуждения, о. Председатель указал, что Комиссии, следовательно, предстоит прежде всего установить количество уроков по Закону Божию в средней школе и привести те основания, которыми ее пожелания в этом отношении могли бы быть мотивированы. Преподавание Закона Божия в школе - одно из средств религиозно-нравственного влияния на душу учащихся. успех преподавания в значительной степени зависит от правильного развития детской души еще до поступления ребенка в школу. Это побудило Комиссию остановиться на проблеме религиозного воспитания детей в дошкольный период их жизни.

Первое слово по этому вопросу взяла присутствовавшая в заседании Комиссии графиня В.Н.Бобринская. На основании своего большого жизненного опыта она высказала глубокое убеждение, что еще задолго до школы, с двух с половиною - до восьми лет, должно происходить насаждение детской душе основных религиозных понятий в семье или в детском саду, т.к. при настоящих тяжелых жизненных условиях затруднительно или даже вовсе невозможно влияние матери на душу дитяти. Весь подход к духовному развитию человека должен совершаться на религиозном основании. Первый шаг этого подхода - приучение к молитве. Едва лишь дитя начинает лепетать, оно уже может приучаться к молитве, чтобы с первых проблесков сознания знало о существовании Высшего Начала, которое есть Любовь. С трех лет уже можно приступить к передаче ребенку некоторых фактов Священной Истории Ветхого Завета, пробуждающих сознание греховности, ибо, если этого не делать, а останавливать детскую мысль только на учении о Божием всепрощении и любви, может развиться духовная слабость. Сознание греха, чувство виновности - доступны очень раннему возрасту, в котором часты проступки против отца или матери. И вот Ветхий Завет поясняет , расширяет и углубляет это смутное детское переживание, действует сдерживающим образом на пробуждающееся своеволие. Рассказывая о творении, - делится своими впечатлениями графиня, - я отделяю сотворение животных от сотворения человека, и дети легко постигают это различие, улавливают его мысль. Но тут же нужны рассказы и из Нового Завета, присоединенные к этой ветхозаветной базе, необходимо представить детскому обзору образ Христа, воплощенной Любви, милосердия, помощи больным и страждущим. Позднее, к восьми годам, графиня ставила пред детским сознанием вопрос о долге человека перед Богом, другими людьми и самим собою; поддерживала нарождающееся чувство ответственности. Этот старший возраст нельзя оставлять без энтузиазма, без призыва к самопожертвованию, и здесь много помогает божественный образ Христа-Искупителя. Таким образом, истины веры и жизни безусловно необходимы в детском возрасте и им должно быть уделено больше внимания и места в детских садах.

В.В.Зеньковский расширил это положение указанием на религиозно-воспитательную роль семьи. Наиболее твердой основой правильного духовного развития ребенка нужно считать религиозно-нравственный склад и характер жизни самой семьи: посещение членами ее церкви, хотя бы минимальное соблюдение постов, совместное говение и т.д.

О. Председатель по этому поводу отметил, что по существу религиозно-нравственное воспитание детей лежит на семье, но при настоящих условиях жизни у нас нет нормальной семьи. Графиня В.Н.Бобринская подчеркнула крайнее невежество матерей в крестьянской среде, на нее нельзя полагаться в деле религиозно-нравственного воспитания детей. Комиссия постановляет признать, что обязанность дошкольного религиозно-нравственного воспитания принадлежит семье: но т.к. ныне семья весьма часто лишена возможности исполнить ее сколько-нибудь удовлетворительно, то школа должна взять на себя эту заботу организацией детских садов и других подобных учреждений.

В.В.Зеньковский оспаривает правильность взгляда графини В.Н.Бобринской на доступность детскому сознанию идеи испорченности человеческой природы грехом и на значение в этом периоде жизни детей Ветхого Завета. Детскую душу нужно вести к тому, чтобы расположить ее полюбить образ Христа и добро, воспитать в ней склонность к сравнению себя с этим образом и к вопросу: "а что же я сделал?" На первом плане должна стоять положительная сторона, светлая, привлекательная картина, и на фоне контраста разовьется чувство недовольства собою и влечение к добру, поэтому профессор совершенно против Ветхого Завета с его идеей избранничества, а предлагает останавливать детское сознание в дошкольном возрасте на образе Спасителя, Божией Матери, святых, на цикле церковных праздников. Это соответствует особенностям детского возраста, детской психике: дети живут не идеями, а образами; они главным образом влияют на них. О. Сергий Четвериков указывает, что сознание греха все-таки есть в душе ребенка, и осветить его нужно фактами Ветхого Завета, которые так ярки и производят сильное впечатление. В дополнение к такому раскрытию сознания естественно представить образ Христа и вообще примеры духовной жизни другого, высшего порядка. Тогда оно приобретает отчетливость и силу.

Председатель о. П. Беловидов говорит, что В.В.Зеньковский психологически обосновал свое мнение о необходимости представлять детям сначала положительное, а потом приводить их к сознанию отступления от идеала. На основании своей пятилетней практики в детском саду он вывел наблюдение, что у детей имеются религиозные представления с момента пробуждения их сознания. Это - непреложный факт. Дети молятся, чувствуют, когда нарушают свои обязанности по отношению к родителям, воспитателям, и т.д. Свои беседы с детьми о. Протоиерей начинает с раскрытия истины, что Бог-Спаситель, не только Спаситель всех людей, но и мой Спаситель, Он со мною, вблизи меня, всегда видит меня и огорчается дурным. Мой грех - отчуждение от Бога, и потому зло, которого нужно избегать. Системы в подобных беседах нет никакой. Базироваться приходится на событиях детской, школьной и церковной жизни. На этих конкретных случаях, на фактах церковной жизни основывается и раскрывается все религиозное наставление. По окончании прений Комиссия приходит к выводам, что дошкольные учреждения обязаны взять на себя религиозно-нравственное воспитание ребенка; положительный образ Христа, как Спасителя, должен выявляться пред детьми в той форме, как она представляется церковью в чтениях Евангелия и церковных праздниках, с тщательным приспособлением к детскому пониманию, без внесения элементов систематического школьного обучения.