Педагогическое наследие эмиграции. Материалы рел.-пед. кабинета в Праге

В видах усиления благотворного религиозно-воспитательного влияния школы на учащуюся молодежь, проф. В.В. Зеньковский предлагает ввести в школе классное говение, т.е. говение отдельных классов по очереди в более свободной и не столь формальной обстановке, как оно происходило до революции. Для этого следовало бы отводить три последних дня Великого Поста. Приготовляя к исповеди и Св. Причастию сравнительно небольшую группу учащихся, священник мог бы глубже и сильнее воздействовать на их совесть, великие таинства совершались бы в душе более живой и радостный свет.

Полная целесообразность предложения проф. В.В.Зеньковского подтверждается справками о. П.Беловидова и о. С. Четверикова об известной им практике в школах, когда к исповеди готовились отдельные классы гимназии или роты корпуса. В таких случаях законоучители получают гораздо большую возможность надлежащее выполнить свою священническую обязанность должным образом приготовить школьников к исповеди и причащению Св. Таинств. Мысль проф. Зеньковского об исповеди отдельных классов (или хотя бы двух смежных классов) приветствуется Комиссией, ибо общение класса в таком знаменательном акте чрезвычайно сближает, сродняет духовно юношей, в высокой степени способствует духовному росту. При этом Комиссия высказалась также и за желательность, помимо общеклассного говения учащихся, говения их и с родными.

ПРОТОКОЛ № 2

Заседание Комиссии по закону Божию при 2-м Педагогическом Съезде представителей средней и низшей школы за границей, от 7 июля 1925 года.

Вследствие прибытия на заседание целого ряда лиц, не участвовавших в предыдущем заседании, о. Председатель Комиссии, протоиерей П.Беловидов знакомит их с сущностью принятых накануне решений по вопросу о дошкольном религиозно-нравственной воспитании детей. По окончании информации о. Председателя, просит слова проф.И.И.Лапло. Присоединяясь к решениям Комиссии, он вносит от себя еще новую мысль, что религиозное воспитание детей дошкольного периода, кроме семьи, должно стать предметом усиленного попечения православного прихода. Приход, это - малая Церковь, которая должна обнимать все стороны нашей жизни своим любящим вниманием и сочувствующей заботливостью. Вполне естественно поэтому, что приход должен приходить на помощь и в деле обеспечения правильного религиозного развития детей. Дополнение И.И.Лапло о том, что религиозное воспитание детей дошкольного возраста составляет долг семьи и православного прихода, поддерживает М.А.Горчуков, и А.П.Петров. Последний обосновывает свою мысль еще тем соображением, что Приход скорее, чем школа, может изыскать способы для решения задачи религиозного воспитания. Что же касается школы, то она ныне так же, как и семья, не располагает для этого благоприятными возможностями. Вполне примыкая к этой мысли, В.Н.Светозаров особенно подчеркивает необходимость и пользу религиозного воздействия на детей через устройство праздников и предлагает Комиссии высказаться в пользу обязанности посещения священником детских воспитательных учреждений хотя бы один - два раза в месяц, т.к. без подобного пожелания возможно опасаться абсентизма. Предложение принимается.

Приступая к продолжению суждений о мерах религиозно-нравственного воспитания в стенах учебных заведений, Председатель в информационном порядке кратко воспроизводить принятые Комиссией в прошлом заседании основные положения по этому вопросу.

Постановление об избрании каждым классом небесного покровителя сочувственно подчеркивается М.А.Горчуковым. Как у каждого человека - христианина, говорит он, есть Ангел-Хранитель, так он должен быть и у маленького человеческого общества - класса. Иное отношение к этому решению обнаруживает проф.И.И.Лапло. Он опасается, что из-за классных праздников ослабнет или даже утратиться значение праздника всей данной школы. О.Сергий Четвериков полагает, что одно другому мешать не будет: объединяясь классом около классной своей святыни, учащиеся будут солидаризоваться, как питомцы одной школы, в одном общем школьном храмовом празднике. Даже там, где нет своих школьных храмов, школы должны установить общий школьный праздник, для закрепления памяти о школе, в благословение от нее, кончившим курс следует выдавать образок школьного праздника. Пожелание о.Сергия Четверикова принято.

Идя в развитии обсуждаемого вопроса дальше, проф.В.В.Зеньковский высказывается за необходимость организации для учащихся старших классов, начиная с 6-го, какой-либо внеклассной работы религиозного характера. В этом убеждении его укрепили неизгладимые впечатления, какие он вынес, познакомившись с жизнью двух гимназических религиозных кружков в Болгарии. Объединения и кружки, посвятившие себя, например, вопросам апологетики, которые более всего интересны гимназистам старших классов, подняли бы интерес к нему, так как представилась бы возможность вносить в его изучение свою душу.

Проф. И.И.Лапло предлагает усиление, где это возможно, жизненной связи учащихся с Церковью устройством крестных ходов для привития юношеству, если так можно выразиться, вкуса, душевной расположенности к церковному быту , церковному обряду.

Что касается устройства религиозно-просветительных кружков среди учащихся, имеющих своею целью углубление их религиозной мысли, то проф. И.И.Лапло находит устройство их желательным там, где к тому есть желательная благоприятная почва, и высказывается за непременное руководство такими кружками законоучителем. Совершенно то же высказывает и проф. Е.В.Спекторский. В.В.Зеньковский выражает опасение, что иногда последнее условие может тормозить дело там, где есть на лицо печальный факт недоброго отношения учащихся к законоучителю, но, как принцип, оно, конечно, не может быть оспариваемо.

Комиссия останавливается на решении, что школа должны содействовать организации школьных кружков для углубления религиозной мысли там, где для этого есть соответствующая почва, при чем работа таких кружков должна проходить под руководством духовного пастыря учащихся.

Признается также желательным устройство крестных ходов с участием учащихся, как в дни специальных школьных праздников, так и в другие праздничные дни, чтимые Православной Церковью.

В качестве меры, полезной для религиозного развития учащихся, проф. И. И. Лапло рекомендует еще привлечение их к делам добровольной христианской помощи там, где она почему либо оказывается особенно необходимой, напр., поработать за больного, принести ему что-либо, наконец, посетить, проведать его и т.д.

Эта мысль вызвала пояснительные справки в виде указаний проф. В.В.Зеньковского несуществующий в некоторых местах (в частности в одной из русских гимназий в Болгарии) школьный Красный Крест, а также на пожертвование пражскими гимназистами 800 чешских крон на устройство "Дня Русской Культуры", по сообщению Е.П.Ковалевского во Франции несколько сот французских детей собрали по одному случаю из своих малых пожертвований огромную сумму денег.