Педагогическое наследие эмиграции. Материалы рел.-пед. кабинета в Праге

Совершенно неправильным считает профессор приурочивание Катехизиса к четвертому классу. В детях этого возраста еще нет потребности в той систематичности, по которой строится Катехизис. Профессору представляется более естественным в четвертом классе изучать историю Церкви, как она раскрывается в жизни великих церковных деятелей. Какой, например, благодарный материал заключается в жизни великих Каппадокийцев. В эту пору детям наиболее доступны и особенно много говорят драматические моменты церковной истории. разве можно понять в 4-м классе истины учение Катехизиса о том, что Бог есть Дух? Но подобные истины представляются по иному в свете их исторического раскрытия, - в изложении и освещении, какое можно найти хотя бы в книге Спасского "Догматические движения в эпоху Вселенских Соборов".

В пятом классе могла бы изучаться внутренняя жизнь Церкви - в ее аскетизме и монашестве - вплоть до Афона, о котором обыкновенно ничего не говорится. Здесь желательно ознакомление с христианской мистикой.

6-му, 7-му и 8-му классам В.В.Зеньковский отводит приведение в систему того, что в неизбежной разрозненности усвоено учащимися раньше.

В 8-м классе ему представляется целесообразным изучение Богослужения, ибо оно заключает в себе догматику, всю этику, всю мистику.

На 6-й и 7-й классы должно приходиться вероучение и нравоучение, только в обратном установившемуся порядке, т.е. сначала этику, а потом догматику, что было бы более психологичным.

6-ой класс место для прохождения нравоучения. Оно здесь уже вполне понятно и вести его нужно не отвлечено, а жизненно.

7-ой класс, по выражению профессора "истинный класс для вероучения". Оно - величайшая точка христианства и тут лишь может быть воспринято с надлежащей осмысленностью и углубленностью, а не механически и безотчетно, вне способности влиять на жизнь.

Дальнейшее обсуждение вопроса о программе перенесено на четверг, 9 июля.

ПРОТОКОЛ № 3

Заседания Комиссии по Закону Божию  при 2-м Педагогическом Съезде представителей русской средней и низшей школы за границей, от 9 июля 1925 года.

ПРИГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС. - Первым вопросом настоящего заседания был поставлен вопрос о составе курса Закона Божия для так называемого младшего концентра средней школы, или приготовительного курса. По программе русских средне учебных заведений курс Закона Божия в приготовительном классе составляли: а) научение молитве, б) краткая Священная История Ветхого и Нового Завета, в) краткий Катехизис - в самом элементарном его изложении. О. Председатель Комиссии прот. П.Беловидов просит высказаться по вопросу о приемлемости этой программы для нынешней школы. От себя он прибавляет, что для пользы концентрического изучения курса и для пользы дела религиозного обучения и воспитания необходимо добавить к курсу приготовительного класса краткое учение о богослужении.

Намеченная о. Беловидовым программа Закона Божия для приготовительного класса принимается Комиссией без прений.

ПЕРВЫЙ КЛАСС. - О. Председатель переходит к программе первого класса. Этот класс первый по счету в составе второго концентра средней школы. Если строго держаться концентрической системы, то в нем курс нужно начинать с объяснения молитв. Но в прежних программах молитвы в первом классе опускают. Нужно ли, спрашивает о. Протоиерей, вводить их теперь в курс первого класса. На основании своей практики он предлагает обратить внимание на изучение молитв при объяснении и богослужения.

В.В. Зеньковский напоминает, что в прежнее время изучались тропари. Сейчас их не знают даже в Кружках, члены которых иногда хотели бы принять участие в пении, но не могут вследствие незнания текста песнопений. О.П. Беловидов говорит, что у него этот недостаток постепенно устраняется прививающимся церковным пением. О. С. Четвериков ставит вопрос, почему бы теперь не ввести общего пения во всех учебных заведениях. О. Председатель полагает, что можно бы изучать церковное пение на классных уроках в объеме общеупотребительных церковных песнопений и молитв. Всецело примыкая к этому пожеланию, Комиссия постановила предложить Съезду ввести на уроках пения изучение церковных песнопений в указанном о. Беловидовым объеме.