Педагогическое наследие эмиграции. Материалы рел.-пед. кабинета в Праге

Дальнейшее обсуждение вопроса о программе перенесено на четверг, 9 июля.

ПРОТОКОЛ № 3

Заседания Комиссии по Закону Божию  при 2-м Педагогическом Съезде представителей русской средней и низшей школы за границей, от 9 июля 1925 года.

ПРИГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС. - Первым вопросом настоящего заседания был поставлен вопрос о составе курса Закона Божия для так называемого младшего концентра средней школы, или приготовительного курса. По программе русских средне учебных заведений курс Закона Божия в приготовительном классе составляли: а) научение молитве, б) краткая Священная История Ветхого и Нового Завета, в) краткий Катехизис - в самом элементарном его изложении. О. Председатель Комиссии прот. П.Беловидов просит высказаться по вопросу о приемлемости этой программы для нынешней школы. От себя он прибавляет, что для пользы концентрического изучения курса и для пользы дела религиозного обучения и воспитания необходимо добавить к курсу приготовительного класса краткое учение о богослужении.

Намеченная о. Беловидовым программа Закона Божия для приготовительного класса принимается Комиссией без прений.

ПЕРВЫЙ КЛАСС. - О. Председатель переходит к программе первого класса. Этот класс первый по счету в составе второго концентра средней школы. Если строго держаться концентрической системы, то в нем курс нужно начинать с объяснения молитв. Но в прежних программах молитвы в первом классе опускают. Нужно ли, спрашивает о. Протоиерей, вводить их теперь в курс первого класса. На основании своей практики он предлагает обратить внимание на изучение молитв при объяснении и богослужения.

В.В. Зеньковский напоминает, что в прежнее время изучались тропари. Сейчас их не знают даже в Кружках, члены которых иногда хотели бы принять участие в пении, но не могут вследствие незнания текста песнопений. О.П. Беловидов говорит, что у него этот недостаток постепенно устраняется прививающимся церковным пением. О. С. Четвериков ставит вопрос, почему бы теперь не ввести общего пения во всех учебных заведениях. О. Председатель полагает, что можно бы изучать церковное пение на классных уроках в объеме общеупотребительных церковных песнопений и молитв. Всецело примыкая к этому пожеланию, Комиссия постановила предложить Съезду ввести на уроках пения изучение церковных песнопений в указанном о. Беловидовым объеме.

Переходя к дальнейшему обсуждению программы первого класса, прот. Белолвидов высказывается, что относительно второго отдела концентра - Священной Истории Ветхого Завета - много кажется, возражений не будет. О Ветхом Завете много говорилось на прошлом заседании, а именно, на какие стороны внутренней и внешней жизни богоизбранного народа следует обратить преимущественное внимание в целях религиозно-нравственного воспитания детей; это сложный и спорный вопрос. В наших школах политическая сторона жизни еврейского народа опускается; оставлена только церковно-религиозная жизнь, которая даже и теперь многое объясняет в нашей жизни. Мы, например, в своем изгнании и рассеянии, погребая дорогих нам покойников, принимаем меры к тому, чтобы со временем можно было бы перевести их тела на родину. Это желание законно и естественно; оно вытекает из религиозных побуждений, основания которых мы видим в примере Авраама, Иакова и Иосифа. Итак, краткая Священная История Ветхого Завета должна быть оставлена на ее прежнем месте.

Пражское Предварительное Совещание внесло в свой проект программы для первого класса еще некоторые отделы из учения вполне естественно (совместная система обучения); тут не новшество.

О.С. Четвериков считает полезным, чтобы учение о богослужении, хотя бы частично, приходилось в каждом классе. В первом классе, например, сопоставление устройства скинии и новозаветного храма поможет детям уяснить превосходство Нового Завета над Ветхим, вызовет более сердечное отношение к нашему богослужению.

В указанном составе программа первого класса не вызвала возражений.

ВТОРОЙ КЛАСС. - Курс второго класса составляет Священная история Нового Завета. По мнению о. председателя, хорошо пройденный курс этого класса даст достаточный материал для всех остальных. Нужно только, чтобы Священная История изучалась по Евангелию. В этом случае может представиться только одна опасность, как бы дети не привыкли смотреть на Евангелие, как на обыкновенный учебник, делать в нем пометки, надписи, зачеркивания и т.д.

В.В. Зеньковский спрашивает, как действует в этом случае сам о. Протоиерей.

После рассказа законоучителя Священной Истории с помощью евангельского текста, дети прочитывают соответствующие места у евангелистов и затем излагают рассказанную историю, придерживаясь текста Св. Евангелия. Дома они просматривают урок по учебнику с целью воспроизведения в памяти выученного в классе.