Педагогическое наследие эмиграции. Материалы рел.-пед. кабинета в Праге
О задачах и средствах религиозного воспитания и образования в русской средней школе.
(Доклад прот. С. Четверикова Педагогическому Бюро в 24-х положениях)
I. Связь школы с семьей и обществом.
1) Русская средняя школа, неразрывно связанна с русским обществом и русскою семьею, должна поддерживать то дело религиозного воспитания и образования, которому полагается начало в христианской семье и которое составляет необходимую основу разумного и светлого общего образования.
II. Храм и молитва
2) Средоточием религиозной жизни школы должен быть храм (постоянный или временный), и школа должна заботиться о привитии детям привычки и любви к посещению храма.
3) Продолжительность школьного богослужения должна быть приспособлена к возрасту и силам учащихся, с сохранением общего плана церковных служб и по однообразному указанию высшей церковной власти.
4) В тех средних школах, где имеются интернаты, утренняя и вечерняя молитва должна совершаться сообща, но каждому учащемуся должна быть предоставлена возможность иметь и свою личную, особую молитву, соответственно вынесенной им из семьи привычке и его личной потребности. Для этого школьный храм не должен запираться в течении всего школьного дня.
5) Религиозная жизнь школы может идти правильно лишь при условии согласной работы в этом направлении всех руководителей школы.
III. Закон Божий, как учебный предмет.
6) Закон Божий в средней школе является с одной стороны предметом учебным, с другой стороны предметом воспитательным.
7) Как учебный предмет Закон Божий должен дать учащимся знания ясные, отчетливые, сознательные и прочные, и к учащимся должны быть предъявлены не менее серьезные и строгие учебные требования по Закону Божию, как и по другим предметам.
8) Оценка познаний учащихся в приготовительном и двух младших классах не вызывается существенной необходимостью, так как в этих классах дети обыкновенно с полною охотою и интересом, не нуждаясь ни в поощрительных ни в порицательных мерах, занимаются Законом Божиим. Оценка познаний может оказаться необходимой лишь с третьего класса по следующим соображениям: 1) при отсутствии оценки знаний по Закону Божию и при существовании таковой по другим предметам появляется отодвигание Закона Божия на задний план; 2) развивается безразличное отношение к знанию и незнанию; 3) возникает неуверенность в своих познаниях; 4) становится трудным для посторонних лиц следить за успехом занятий учащихся.
9) Экзамены по Закону Божию должны иметь место в 4 и последнем классах, а в остальных классах по усмотрению педагогического Совета.