«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В 1968 году на горе Гиват Ха-Мивтар, расположенной на северной окраине Иерусалима, израильские археологи обнаружили останки лодыжки, в которой находился хорошо сохранившийся гвоздь. Согласно реконструкции, крест Т - образной формы был сделан из масличного дерева, а планка, поддерживающая ноги, - из акации. Ноги были перебиты, и при снятии с креста отрублены из-за невозможности вынуть гвоздь 383.

Язычники, являвшиеся противниками Церкви Христовой, также не сомневались в этом факте. Об этом свидетельствует рисунок, найденный в Палатинском дворце цезарей, и в настоящее время хранящийся в Кирхеровском музее Рима. Изображение представляет собой языческую карикатуру на смерть Христа. Совершивший такое кощунство автор нарисовал распятого осла, причем, орудие казни представляет собой столб с поперечной перекладиной, то есть крест 384.

"Свидетели Иеговы" также используют некоторые данные библейской археологии. В приложении к New World Translation of the Christian Greek Scriptures 1950 года издания воспроизведена одна из гравюр, опубликованных в книге католического богослова Юстуса Липсия "De Cruce Liber Primus". Она изображает человека распятого на столбе, что по мнению "Общества Сторожевой башни" свидетельствует о том, что "...именно так был распят Иисус..." 385 При этом утаивается, что в книге Липсия приведены другие иллюстрации, с изображением распятия на кресте, и сам автор твердо верил в крестную смерть Господа 386.

Существуют достаточно убедительные доказательства использования символа креста в I веке. В книге доктора Пола Майера "First Christians" приводятся следующие результаты раскопок дома в Геркулануме "...освобожденном из своего погребения под лавой с вулкана Везувий..." В нем "...есть ясные следы металлического креста, некогда висевшего на стене..." Доктор Майер делает следующий вывод: "Очевидно, крест является столь же древним символом христианства, как и рыба...". 387

Результаты раскопок 1873 года тридцати захоронений к юго-востоку от Иерусалима, подтверждают такой вывод. Производивший исследования Шарль Клермон-Ганне обнаружил на известняковых погребальных урнах выбитый над именем усопшего крест. Первоначальное захоронение датируется 70-135 г.г. по Р. Х. 388 Такие же изображения найдены на 11 погребальных урнах с христианского кладбища в Вифании, дата захоронения которых 42-43 г.г. по Р. Х.. 389

Итак, из Евангелия нам известно, что Господь Иисус: "неся крест Свой... вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа..." (Ин.19:17) Многие историки свидетельствуют, что осужденные сами несли patibulum, перекладины крестов, на которых их распинали, поэтому нет никакого противоречия с описанием страстей Господних в Синоптических Евангелиях: "Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его (to’n stauro’n aujtou[)" (Мф.27:32=Мк.15:21=Лк.23:26). В обоих случаях говорится, что орудие казни именно крест. Противоречие возникает в случае принятия мнения "Общества Сторожевой башни".

Как же выглядят крестные страдания Спасителя в изданиях "Свидетелей Иеговы"? По их мнению "Библия показывает, что Иисус был казнен вовсе не на привычном кресте, но, скорее, на простом столбе или стаурос. Это греческое слово, употребленное в Матфея 27:40, прежде всего означало простой вертикальный брус или столб, какие используются в фундаментах зданий. Таким образом, крест никогда не был знаком истинного христианства" 390. Слово "oJ stauro;w", однако, имело несколько значений: кол, как орудие пытки или казни, особенно для рабов, на который сажали преступника или к которому пригвождали его; и крест 391. Руттерфорд посчитал возможным не принимать во внимание последнее значение этого слова. Подобный подход приводит к возникновению значительных ошибок в понимании Священного Писания. Можно заметить, что глагол "stauro;v", также встречающийся в различных формах в Новом Завете (напр. Мр.15:27 и т. д.), имеет два значения: вбивать колья, укреплять частокол и распинать на кресте 392. Поэтому признание креста столбом, то есть колом, должно было бы привести "Свидетелей Иеговы" к мысли, что распятие в Новом Завете, это забивание кольев. Но подобный вывод очевидно абсурден, поэтому и "oJ stauro;w" означает в Священном Писании не столб, а крест.

Вид орудия казни Господа в Раннехристианской Церкви не вызывал никакого сомнения. Описание формы креста, как орудия казни дошло до нашего времени в трудах раннехристианских писателей и учителей Церкви. К 70-100 г.г. по Р.Х. относится Послание апостола Варнавы, в девятой главе которого упоминается "крест в образе буквы ТАВ" 393. В первой половине II в по Р.Х. Иустин Философ оставил нам следующее описание: "Ибо здесь оно дерево прямое, которого самая верхняя часть возвышается на подобие рога, когда к нему поперек прилагается другое дерево" 394. Ко второй половине II века относится текст Иринея Лионского: "И самый вид креста имеет пять концов, два по длине, два по ширине, и один по середине, на котором опирается пригвожденный" 395. Еще более подробное описание встречается у учителя II-III в.в. по Р.Х. Тертуллиана: "...нам вменяется в вину цельный крест, то есть с перекладиной и выступом для сидения" 396. Все эти авторы, жившие спустя небольшой период времени после Воплощения Господа, утверждают, как мы видим, что страдания Христос претерпел именно на Кресте.

На картинках, помещенных в изданиях "Свидетелей Иеговы", часто изображена фигура, прибитая к столбу, причем, нарисовано, что поднятые над головой руки пронзены одним гвоздем 397. Версия распятия описывается следующим образом: "Его руки положили одну на другую и удерживали до тех пор, пока острие не вонзилось и, проткнув плоть, не угнездилось в дереве. Кровь едва успела окрасить его руки красным, как другой гвоздь был вбит в его ноги. Затем столб подняли, пока, наконец, его тело всем своим весом не повисло на этих двух гвоздях" 398. Для понимания недостоверности подобных описаний можно вспомнить слова апостола Фомы "...если не увижу на руках Его ран от гвоздей..." (Ин.20:25), которые свидетельствуют о наличии ран на руках Господа, нанесенных не одним, но несколькими гвоздями. Слово "oJ h\low" - "гвоздь", стоит в приведенном месте Евангелия во множественном числе "tv[n h}lvn" (Gen. Pl.). Таким образом в каждую руку было забито по одному гвоздю.

Из Евангелия от Матфея мы знаем, что во время распятия Христа "...поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус. Царь Иудейский..." (Мф.27:37) Если бы Господь был распят таким образом, как изображается в изданиях "Общества Сторожевой башни", то Апостолу пришлось бы писать "над руками Его".

Апостол Павел писал ученикам, советуя им жить, "...взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия" (Евр.12:2). Очень рано слово "Крест" приобрело в жизни Церкви символическое значение. Это понятие стало включать в себя содержание жизненного подвига каждого отдельного человека. Сам Христос говорил о крестах своих последователей (Мф.10:38). Апостол Павел в послании к Филиппийцам также подчеркивал духовный смысл креста: "Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова (tou[ staurou[ tou[ Cristou[)" (Фил.3:18). Из контекста очевидно явствует, что Апостол имеет ввиду людей не желающих нести тяготы земного странствования. В таком же смысле употребляется "крест" и в других местах Нового Завета (например Гал.6:14, Еф.3:18). Мы видим, что символом спасения для первых Христиан был именно крест, а не столб.

На Кресте Господь совершил наше спасение "...истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту..." (Кол.2:14) Примирение падшего человеческого рода Бог Отец совершил Христом "...и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровью креста Его, и земное и небесное" (Кол.1:20). В этих стихах опять говорится о распятии Господа на Кресте, а не на столбе, как хотелось бы "Свидетелям Иеговы". Почему же с такой злобой относятся эти сектанты к Кресту Христову? На этот вопрос уже давно дал ответ Апостол Павел: "Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых - сила Божия" (1 Кор.1:18).