«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вид орудия казни Господа в Раннехристианской Церкви не вызывал никакого сомнения. Описание формы креста, как орудия казни дошло до нашего времени в трудах раннехристианских писателей и учителей Церкви. К 70-100 г.г. по Р.Х. относится Послание апостола Варнавы, в девятой главе которого упоминается "крест в образе буквы ТАВ" 393. В первой половине II в по Р.Х. Иустин Философ оставил нам следующее описание: "Ибо здесь оно дерево прямое, которого самая верхняя часть возвышается на подобие рога, когда к нему поперек прилагается другое дерево" 394. Ко второй половине II века относится текст Иринея Лионского: "И самый вид креста имеет пять концов, два по длине, два по ширине, и один по середине, на котором опирается пригвожденный" 395. Еще более подробное описание встречается у учителя II-III в.в. по Р.Х. Тертуллиана: "...нам вменяется в вину цельный крест, то есть с перекладиной и выступом для сидения" 396. Все эти авторы, жившие спустя небольшой период времени после Воплощения Господа, утверждают, как мы видим, что страдания Христос претерпел именно на Кресте.

На картинках, помещенных в изданиях "Свидетелей Иеговы", часто изображена фигура, прибитая к столбу, причем, нарисовано, что поднятые над головой руки пронзены одним гвоздем 397. Версия распятия описывается следующим образом: "Его руки положили одну на другую и удерживали до тех пор, пока острие не вонзилось и, проткнув плоть, не угнездилось в дереве. Кровь едва успела окрасить его руки красным, как другой гвоздь был вбит в его ноги. Затем столб подняли, пока, наконец, его тело всем своим весом не повисло на этих двух гвоздях" 398. Для понимания недостоверности подобных описаний можно вспомнить слова апостола Фомы "...если не увижу на руках Его ран от гвоздей..." (Ин.20:25), которые свидетельствуют о наличии ран на руках Господа, нанесенных не одним, но несколькими гвоздями. Слово "oJ h\low" - "гвоздь", стоит в приведенном месте Евангелия во множественном числе "tv[n h}lvn" (Gen. Pl.). Таким образом в каждую руку было забито по одному гвоздю.

Из Евангелия от Матфея мы знаем, что во время распятия Христа "...поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус. Царь Иудейский..." (Мф.27:37) Если бы Господь был распят таким образом, как изображается в изданиях "Общества Сторожевой башни", то Апостолу пришлось бы писать "над руками Его".

Апостол Павел писал ученикам, советуя им жить, "...взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия" (Евр.12:2). Очень рано слово "Крест" приобрело в жизни Церкви символическое значение. Это понятие стало включать в себя содержание жизненного подвига каждого отдельного человека. Сам Христос говорил о крестах своих последователей (Мф.10:38). Апостол Павел в послании к Филиппийцам также подчеркивал духовный смысл креста: "Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова (tou[ staurou[ tou[ Cristou[)" (Фил.3:18). Из контекста очевидно явствует, что Апостол имеет ввиду людей не желающих нести тяготы земного странствования. В таком же смысле употребляется "крест" и в других местах Нового Завета (например Гал.6:14, Еф.3:18). Мы видим, что символом спасения для первых Христиан был именно крест, а не столб.

На Кресте Господь совершил наше спасение "...истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту..." (Кол.2:14) Примирение падшего человеческого рода Бог Отец совершил Христом "...и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровью креста Его, и земное и небесное" (Кол.1:20). В этих стихах опять говорится о распятии Господа на Кресте, а не на столбе, как хотелось бы "Свидетелям Иеговы". Почему же с такой злобой относятся эти сектанты к Кресту Христову? На этот вопрос уже давно дал ответ Апостол Павел: "Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых - сила Божия" (1 Кор.1:18).

ANNEX 2

THE ATTITUDE OF JEHOVAH'S WITNESSES TO HOLIDAYS

The Watch Tower Society unequivocally rejects Christian holidays as having a pagan character. The holidays of Jehovah's Witnesses are included in the category of idolatry. "We must avoid religious festivals and practices that are contrary to God's principles," they write. Of course, this did not prevent them from creating their own holiday. Simultaneously with the Jews, once a year the "Jehovah's Witnesses" celebrate Easter. A special ritual was even developed: wine or grape juice is poured into a vessel, over which some kind of prayer is read. Then a piece of bread is eaten and the contents are drunk from separate glasses.

In the 19th century, the forerunners of Jehovah's Witnesses, the followers of Ilyin, celebrated the Sabbath and Jewish holidays. The image of the name of Jehovah, in Hebrew letters, was greatly revered, as well as a cross with the image of the name of Jehovah on the triangle. Ilyin himself invented the rite of "vespers", "mass". The cornerstone of Adventist teaching is also the observance of the Sabbath.

Man was created to serve God, and the celebration of events that are especially known to us from Holy History has been one of the parts of the Divine Service since ancient times. After the Fall, man was doomed to work in the sweat of his brow. The holiday gave him joy, because the meaning of life was revealed in it. In the holiday, people were freed from complete subordination to the rhythm of work and rest. The feast, in other words, was not just a necessary break from this rhythm, but its transformation into joy, into meaning, into communion with the fruits of labor, into the sanctification of rest by accepting these fruits. In the Old Testament, the fullness of time and the perfection of creation were defined by the number seven. "And God blessed the seventh day, and sanctified it: for in it he rested from all his works which God had done and made" (Gen. 2:3). Thus, in the Jewish calendar, the celebration of the seventh day was, as it were, an entry into the perfection, beauty and fullness of God's peace, and a delight in the rest of God: "... six days it is possible to do business, and on the seventh day is the Sabbath of rest, the holy assembly; do not do any work; it is the Sabbath of the Lord in all your gates (Lev. 23:3). However, the seventh day is not so much a prohibition of work, but an active participation in the Sabbath joy, in Divine rest, as a communion with God's creation. The Lord called the Jewish people to remember "... the Sabbath day, to keep it holy..." (Exodus 20:8) Remember the Sabbath as an appeal to the future, to the coming of the Savior. In this sense, we must understand the words: "... and let the children of Israel keep the Sabbath, keeping the Sabbath throughout their generations, as an everlasting covenant" (Exodus 31:16). On Saturday, Christ rested in the tomb from all His works, from the new six-day creation completed by the cross and death. But the life of this new creation began early in the morning on the first day, when the myrrh-bearing women heard: "Rejoice!" and saw the risen Lord. That is why the Church celebrates this First and at the same time the Eighth Day.