«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Деятельность российских "Свидетелей Иеговы" контролировалась из Бруклина. Правящая корпорация до 1964 года неприязненно относилась к советской власти. Из-за этой враждебности существовал запрет на регистрацию иеговистских объединений. Да и деятельность российских "Свидетелей Иеговы" классифицировалась не иначе как антисоветская. Поэтому даже до 1990 года деятельность организации проходила под контролем КГБ.
Общество имело жесткую, законспирированную структуру. Территорию страны разбили на зоны, управляемые краевыми комитетами, руководители которых имели нелегальные каналы связи с Западом. Зоны в свою очередь делились на округа.
Членам секты запрещалось принимать участие в выборах, служить в армии. Даже вступать в профсоюз им было разрешено только при президенте Норре, выяснившем наконец, что это не политическая организация. Подобные запреты вели к многочисленным конфликтам с властями.
Советские "Свидетели Иеговы" получали из Бруклина бюллетень "Организационные указания для норм поведения свидетелей Иеговы" с рекомендациями к безбрачию 92, хотя из США шли гораздо более разумные указания чем те идеи, которые возникали в головах местного сектанского начальства. Долгое время отечественное руководство "Свидетелей Иеговы" предписывало членам организации не посещать клубы, театры и т.д. Но из-за границы пришло другое решение "В наше время братья и сестры должны быть грамотными, чтобы понимать события. Если бы их братья и сестры на Западе так же фанатично исповедовали учение Иеговы, то им пришлось бы исключить своих верующих из артистических союзов, рабочих клубов и т.п." 93. Подобный широкий взгляд Бруклина на культуру вызвал крайне негативную реакцию советских иеговистов.
В 1959 году советские "Свидетели Иеговы" разделились на три течения: сторонников руководителя сибирского краевого комитета П. Зятека, оппозиционную группу "Назначенные Иеговой" и не присоединившихся ни к тем, ни к другим. Поводом к расколу явилось разоблачение внедренного в подпольную типографию "Свидетелей Иеговы" сотрудника КГБ. Позднее возникли и вероучительные разногласия, дающие о себе знать до сих пор.
Еще одно самостоятельное течение иеговизма появилось около 1968 года. Причиной его возникновения было смягчение Бруклином в 1964 году отношения к советской власти, с чем не согласились местные свидетели, перенесшие репрессии. Некоторые общины, особенно на Украине, перестали признавать авторитет "Правящей корпорации".
Кризис, связанный с неисполнением "пророчества" о 1975 годе, задел и Советский Союз. Многие иеговисты оставили секту, перейдя в другие религиозные организации.
Все эти годы общество категорически отказывалось от регистрации. Впервые "Свидетели Иеговы" зарегистрировались в 1991 году. В нашей стране существует также около десяти общин Общества исследователей Священного Писания - "Епифания". Самая крупная из них находится в Новгороде. Учение этих организаций более близко к чистому расселизму.
В России по состоянию на 01.01.92 г. было одно зарегистрированное религиозное объединение свидетелей Иеговы, а на 01.01.95 г. их стало уже 105, причем незарегистрированным осталось большее количество 94. Большинством российских организаций свидетелей Иеговы руководят зарубежные "надзиратели". Российское Общество включено в Восточно-Европейскую зону с центром в Германии.
Количественные показатели роста числа сектантов выглядят следующим образом. В 1994 году в России было 36826 "Свидетелей Иеговы". К 1996 году их число возросло до 67082 человек. На апрель 1997 года зафиксирована цифра 82045 активных членов организации. На основании данных журнала "Сторожевая Башня" от 1 января 1998 г. можно сделать вывод, что общее число "Свидетелей Иеговы" в России и на Украине приближается к полумиллиону 95. 96
Координационный центр иеговистов СССР располагался во Львове, тем более, что до 70 процентов свидетелей Иеговы проживали на территории Украинской ССР. В настоящее время он перенесен в Санкт-Петербург 97.
Около города на базе бывшего пионерлагеря в курортном районе "Солнечное" (Россия, 189640, Санкт-Петербург, Сестрорецкий р-н, п.Солнечное, ул.Танкистов, 4) построен так называемый "управленческий центр" свидетелей с большой компьютерной сетью, там же расположен филиал издательской штаб-квартиры "Вефиль", распространяющий литературу секты по всем городам России. Люди, работавшие на строительстве центра, набирались, естественно, добровольно, по рекрутскому набору "Вефиля". Они трудились бесплатно до шести часов вечера, потом отправлялись в Санкт-Петербург проповедовать, а к часу ночи возвращались в общежитие. Иногда их отпускали домой на побывку, но даже в это время рекруты находились под постоянным надзором. Причем, от них требуется "обет об отказе от всякого самостоятельного заработка" - что ставит их в положение рабов. Но зато после Армагеддона эти "духовно богатые служители Бога" будут иметь, как им обещают, "благотворные материальные благословения. В новом мире духовное богатство будет соединено с материальным. Верные служители будут материально обеспечены..." 98. Видимо, ожидание будущего материального богатства помогает перенести этим труженикам нынешнее практически рабское положение.
В России, как и во всем мире, свидетели Иеговы отрицательно относятся к властям 99. Более того, у нас распоряжения властей просто игнорируются. Пример этого - проведенное в июне 93 года, несмотря на запрет мэра Ю. М. Лужкова, собрание на стадионе "Локомотив". Секте удалось приобрести в собственность совершенно непонятным путем огромный Дом культуры фабрики имени Петра Алексеева за незначительную сумму в 60.000 долларов и другую недвижимость.