«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

ГЛАВА 3. РАЗБОР ОСНОВНЫХ ТЕОЛОГИЧЕСКИХ МНЕНИЙ "ОБЩЕСТВА СТОРОЖЕВОЙ БАШНИ"

3.1. О СВЯТОЙ ТРОИЦЕ

Учение о Святой Троице - краеугольный камень христианской веры. Без принятия Единого в Трех Лицах Бога христианство теряет смысл, ибо следствием отказа от догмата о Триедином Божестве является упразднение искупительной жертвы Христовой. На протяжении всей истории существования Церкви мы, однако, встречаем в учениях различных религиозных групп неприятие догмата о Троице. Причины подобных заблуждений весьма различны. Но психологический аспект их, по мнению Архимандрита Киприана (Керна), один: "Боязнь нарушить чистоту единобожия. Боязнь взамен унаследованных от предания Ветхого Завета верований в Единого Бога, "разве коего не будет иных". Боязнь опасных рассуждений о предмете веры в Бога. Боязнь внести через них то, чего в букве Писания не содержится и что, следовательно, и не нужно" 247.

Антитринитарные воззрения появились в Церкви довольно рано, но мы не будем касаться проблем арианства и тому подобных ересей248. Нас больше интересуют аналогичные учения, возникшие в последние столетия перед появлением "Свидетелей Иеговы".

Унитарианские мысли в творчестве основателя "Общества Сторожевой башни" Рассела не были чем-то новым среди идей, появлявшихся в различных околопротестантских сектах. В XVI веке мы встречаемся с подобными теориями в книге Мигеля Сервета "Заблуждение о Троице". К тому же времени относится и появление секты антитринитариев (социан), придерживавшихся аналогичных взглядов. Впрочем их влияние ограничивалось территориями Польши, Литвы и Трансильвании и к XIX веку практически исчезло249.

В XVIII веке унитарианские доктрины проникли в Англию, быстро набрав силу и приобретя организованный характер. Уже в 1774 году бывший священник англиканской церкви Теофил Линдсей основал первое в Великобритании общество унитариев. Его ученик Джозеф Пристли эмигрировал в Америку, где в 1796 году в Филадельфии построил первую унитарианскую церковь в стране. В 1825 году была создана Американская унитарианская ассоциация. Большую роль в ее становлении сыграл У. Э. Чаннинг (1780 - 1842 г.г.).

В 1819 году Чаннинг выступил с посланием под названием "Унитарное христианство", ставшим основополагающим манифестом движения. Послание было впервые прочитано в Балтиморе. В нем утверждалось что "Иисус значительно выше людей, но значительно ниже Бога" 250, а догмат о Троице взят не из Библии, но добавлен решением Первого Вселенского Собора в Никее. С подобными идеями мы встречаемся и у "Свидетелей Иеговы".

Два других крупных деятеля этого движения Р. У. Эмерсон (1803 - 1882 г.г.) и Теодор Паркер (1810 - 1860 г.г.) продвинулись еще дальше в своих воззрениях, считая что "многие из традиционных подпорок христианской веры, такие, как библейские чудеса, богодухновенность Писания, божественность Иисуса, являются скорее преходящими, чем постоянными элементами религии" 251.

В начале XIX века в Америке успешно развивалось и так называемое универсалистское движение, члены которого также придерживались антитринитарных воззрений. Движение возникло примерно в середине XVIII века в Англии, когда некий Дж. Релли создал в Лондоне универсалистский центр. Основоположником универсализма в Америке стал Джон Мюррей (1741 - 1815 г.г.). В 1779 году с его помощью в Глостере (штат Массачусетс) была открыта первая универсалистская церковь. Теологическую базу под учение этой секты подвел Х. Баллоу (1771 - 1852 г.г.) в книге "Трактат об искуплении". Ассоциация унитариев - универсалистов считает ее "первой опубликованной в Америке книгой, открыто отвергающей доктрину Троицы" 252.

Интересно, что когда в 1961 году обе упомянутые выше секты слились в единую организацию - "Ассоциацию унитариев - универсалистов", из ее "Заявления о принципах" было полностью исключено имя Христа.

Итак, к тому времени как на американском континенте возникло движение Второго Пришествия, там уже существовали секты, разделяющие унитарианские воззрения. Эти идеи попали и в адвентистское движение. Его ранние представители, такие как Урия Смит и др. не принимали догмат о Св. Троице. Только впоследствии, в результате идейной эволюции, адвентисты пришли к принятию Единого в Трех Лицах Бога. В настоящее время также существуют унитаристические течения в этой секте, известные под общим названием - "реформистское движение адвентистов седьмого дня".