«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Из многих библейских событий видно, что Пресвятая Троица направляет ход Ветхозаветной истории. Одно из таких событий, случившееся во время строительства Вавилонской башни, описано в книге Бытия: "И сказал Господь: …сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого" (Быт.11:6-7). Вслед за чем "...смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь..." (Быт.11:9) Если предположить, что Бог говорил с кем-то, кто отказался выполнить Его волю, и поэтому Ему пришлось смешивать "язык всей земли" Самому, то о таком катастрофическом событии должно было бы быть написано подробнее. Кроме того и слова апостола Павла "...кто противостанет воле Его?" (Рим.9:19) указывают на абсурдность такой возможности. Единственный разумный вывод говорит о Божественном достоинстве всех Лиц, принимающих участие в совете.

Во всех приведенных нами выше местах Священного Писания Бог представляется совещающимся, или беседующим с кем-то. Это не могут быть ангельские силы, потому что пророк Исаия и Апостол Павел в отрицательном смысле решают вопрос: "С кем советуется Он, и Кто вразумляет Его, и наставляет Его на путь правды..." (Ис.40:14) "...кто был советником Ему?" (Рим.11:34) Бог, Существо бесконечно мудрое и всемогущее, не станет совещаться со своими слугами - ангелами. Также нельзя сказать, что Он говорит Сам с Собой, ибо тогда слова Быт.3:22 звучали бы как: "вот, Адам стал как Я". Единственное объяснение, следующее из Библии - беседа Лиц Пресвятой Троицы между собой.

Из Священного Писания мы знаем и о явлении Господа Аврааму у дубравы Мамре: "И явился ему Господь у дубравы Мамре… и вот, три мужа стоят против него. Увидев он побежал навстречу им от входа в шатер (свой) и поклонился до земли, и сказал: Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими…" ( ]Vfqh de’ aujtv/[ oJ qeo’w pro’w th[/ drui’ th[/ Mambrh,.. kai’ ijdou’ trei[w a]ndrew eiJsth;keisan ejpa;nv aujtou[. Kai’ ijdv’n prose;dramen eijw suna;nthsin aujtoi[w ajpo’ th[w qu;raw th[w skhnh[w aujtou[ kai’ proseku;nhsen ejpi’ th’n gh[n kai’ ei\pen Ku;rie (ед. число), eij a]ra eu|ron ca;rin ejnanti;on sou,..) (Быт.18:1-3). Авраам кланяется и обращается к Одному, хотя видит трех. Событие это, по мнению многих толкователей, является прообразом действия Пресвятой Троицы в мире. Дальнейшее развитие событий подтверждает участие в описываемом Богоявлении двух Лиц Троицы. Когда семейство племянника Авраама было выведено из города: "...пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огнь от Господа с неба…" (Быт. 19:24) То есть Второе Лицо Троицы ниспослало наказание от Первого - Бога Отца. Это подтверждает и свидетельство халдейских переводов Ветхого Завета, так называемых Таргумов. В них часто встречается выражение "Мемра" - "Слово Божие", в тех местах, где в еврейском тексте написано JHWH. Также и разбираемый нами текст Таргумы переводят, как "Слово JHWH низвело на Содом огонь и серу от JHWH" 259.

В Псалмах Давида еще яснее, чем в книге Бытия описывается создание мира всеми Лицами Пресвятой Троицы. "Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его - все воинство их…" (tv/[ lo;gv/ tou[ kuri;ou oiJ oujranoi’ ejsterev;qhsan kai’ tv[/ pneu;mati tou[ sto;matow aujtou[ pa[sa hJ du;namiw aujtv[n) (Пс.32:6). Мы видим творение небес Логосом - Словом Божиим и воинства их - Духом Святым. Причем из греческого текста следует, что Святой Дух сотворил силу (hJ du;namiw) их, то есть реализовал замысел Слова. Таким образом все Лица Пресвятой Троицы участвовали в творении.

В книге Чисел приводится текст первосвященнического благословения, которым Аарон и его потомки, по постановлению Господа, переданного через Моисея, должны были благословлять народ: "Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир" (Числ. 6:24-26). В тексте этой молитвы описаны благословения от каждого из трех Лиц Пресвятой Троицы. О том, что это место Апостолами воспринималось именно таким образом свидетельствуют слова святого Апостола Павла, благословляющего учеников следующими словами: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь" (2 Кор.13:13). Апостол здесь явно повторяет древний текст.

Около 750 г. до Р.Х. пророку Исаии в видении явился Господь, сидящий на престоле в окружении серафимов, которые взывали "... друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!" (Ис. 6:3). После того, как один из серафимов прикоснулся к устам пророка горящим углем, тот услышал голос Господа: "Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?" (Ис.6:8). О том, что Бог, Существо бесконечно мудрое и всемогущее, не станет, по свидетельству Священного Писания (Ис.40:14; Рим.11:34), совещаться со своими слугами - ангелами, мы уже говорили выше. Поэтому ясно, что здесь снова описывается совет Лиц Пресвятой Троицы. Об этом говорит и троекратное "Свят, Свят, Свят", возносимое серафимами. По свидетельству Апостола Иоанна Богослова Сам Господь Иисус Христос открыл ученикам, что пророк Исаия в момент предстояния пред престолом Господа "...видел славу Его и говорил о Нем" (Ин.12:41). А слова которые пророк услышал от престола были, по утверждению Апостола Павла (Деян.28:25), сказаны Духом Святым, третьим Лицом Пресвятой Троицы. Описывая видение пророка Исаии, святитель Василий Великий делает следующий вывод: "Пророк вводит лицо Отца, в которого веровали иудеи, Евангелист - лицо Сына, Павел лицо Духа, все же согласно именуют Виденного единым Господом Саваофом. Делится у них слово об Ипостаси, но нераздельным пребывает в них мудрствование об едином Боге" 260.

Через пророка Исаию было открыто Словом Божиим и Его будущее спасительное воплощение: "…Я был там, и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его" (..ejkei[ h]mhn, kai’ nu[n (либо qeow) ku;riow (либо ku;riow) ajpe;stalke;n me kai’ to’ pneu[ma aujtou) (Ис. 48:16). В этих стихах мы видим действия всех трех Божественных Лиц. Слово Божие посылается на спасение людей согласным действием Бога Отца и Духа Святого.

В новом завете учение о Пресвятой Троице прослеживается с совершенной ясностью. Уже в момент крещения Господа на Иордане от св. Предтечи и Крестителя Иоанна мы видим действие в мире всех трех лиц: "и, крестившись, иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись ему небеса, и увидел (Иоанн) Духа Божия, который сходил как голубь, и ниспускался на него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором мое благоволение" (мф.3:16-17=мк.1:10-11=лк.3:21-22). В описываемом здесь событии Господь Иисус Христос - воплотившееся Второе Лицо Троицы, принимает крещение от св. Иоанна Крестителя. В тот момент, когда он вышел из воды и молился, Дух Святой сошел на него как голубь, а Бог Отец засвидетельствовал о его сыновстве гласом с небес. Из описания этих событий мы видим, что все лица действуют отдельно и самостоятельно друг от друга.

В беседах с учениками Господь неоднократно указывал на равночестность всех трех Лиц: "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины…" (Ин.14:16-17). "Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне" (Ин.15:26). Господь говорит о Духе Святом, как о равночестной Ему Личности и единосущной с Отцом.

После Своего Воскресения, перед тем как вознестись к Отцу, Господь, посылает учеников на проповедь. В этот момент Он говорит им: "Итак идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Poreuqe;ntew ou\n maqhteu;sate pa;nta ta’ e]qnh, bapti;zontew aujtou’w eijw to’ o]noma tou[ patro’w kai tou[ uiJou[ kai’ tou[ aJgi;ou pneu;matow) (Мф.28:19). Христос повелевает апостолам крестить народы в Одно Имя (o]noma - стоит в ед. числе и имеет член "to’" ) - Отца и Сына и Святаго Духа. То есть у Трех Божественных Лиц одно Имя - Бог. Следует обратить также внимание и на наличие у каждого Лица Троицы отдельного члена - "tou[", так как "Свидетели Иеговы" указывают на отрывок Быт.48:16 - "Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих, да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака...", где также стоит "to o]noma" в единственном числе и с членом. Но в указанном отрывке "...to o]noma tv[n pate;rvn mou Abraam kai' Isaak..." видно, что член стоит перед "pate;rvn" и отсутствует перед "Abraam" и "Isaak". Если бы он присутствовал перед каждым из этих двух имен, тогда грамматическая конструкция, конечно, напоминала бы Мф.28:19, переводилась бы как "...имя отцов моих Авраамо-Исаака..." и являлась бы очевидно неверной. Поэтому приведенный аргумент "Свидетелей Иеговы" довольно неудачен.

Святой Апостол Петр, призывая благословение на учеников, также упоминает все Лица Троицы: "…по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа…" (1 Петр.1:2). Похожая молитва встречалась нам выше (стр. 143) в Книге Чисел и у святого Апостола Павла.

Наконец, святой Апостол Иоанн Богослов свидетельствует о Едином Существе Троицы: "Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино… ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем" (1Ин.5:7-9). Из сопоставления 7 и 9 стихов становится совершенно ясно, что единство трех Лиц имеется ввиду именно по Божеству.

Нужно заметить, что этот рассматриваемый нами отрывок отсутствует в некоторых греческих рукописях Нового Завета, некоторых восточных переводах (зависимых от Пешито) и, кроме того, его не употребляли многие отцы IV века. Но эти факты недостаточны для того, чтобы посчитать 1 Ин.5:7-9 позднейшей вставкой. Тем более указанный отрывок присутствует в Британском кодексе и в 53 манускриптах, которыми пользовался Роберт Стефан в середине XVI века. В рукописи X века "Correctorium Bibliae" говорится, что в большинстве современных ей списков эти стихи также присутствуют. То же написано и в прологе к соборным посланиям, приписываемых блаженному Иерониму. Мы находим 1 Ин.5:7-9 и в Вульгате, и в италийском переводе, и в армянском. Из ранних отцов и учителей этот отрывок использовали Тертуллиан, святитель Киприан Карфагенский, Афанасий Великий и другие. Таким образом предположение о том, что рассматриваемые стихи 1 послания Апостола Иоанна Богослова, являются позднейшей вставкой представляется не слишком достоверным 261.

Для доказательства правоты унитарианских воззрений "Свидетели Иеговы", не ограничиваясь Библией, цитируют в своих журналах фрагменты (разумеется вырванные из контекста) ранних христианских писателей (Иринея Лионского, Климента Александрийского, и еретика Новациана), говорящие о Боге Отце: "Новациан (ок.200-258 г.г.) комментировал: "Поскольку Он сказал "Одно", да поймут еретики, что Он не говорил "Одно" лицо. Потому что одно, стоящее в среднем роде подразумевает дружеский союз, а не единство существа... Кроме того, сказав одно, Он указал и на довод, и на тождественность суда, и на само любящее общение, так как Отец и Сын разумно едины в согласии, любви и привязанности" ("Трактат о Троице", гл.27)... Ириней (ок.130-200 г.г.): "Мы можем узнать от Него (Христа), что "Отец Мой, - говорит Он, - более Меня". Таким образом, наш Господь провозгласил Отца непревзойденным в отношении знания" ("Против ересей", кн.II, гл.28.8). ...Климент Александрийский (ок.150-215 г.г.): "Чтобы узнать вечного Бога, даятеля того, что вечно, и через познание и разумение постичь Бога, который есть первый и высочайший, и единый, и благий... Тому, в таком случае, кто живет настоящей жизнью, предписывается сначала познать Того, "которого не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Его)" (Мф.11:27). После Него следует познавать величие Спасителя" ("Кто тот богач, который будет спасен?"VII,VIII).... Ириней: "И таким образом лишь о едином Боге Отце провозглашается, что он над всеми и чрез всех, и во всех. Отец - поистине выше всех, и Он есть Глава Христу" ("Против ересей", кн.V, гл.18.2)" 262. На основании этих вырванных из контекста отрывков делается довольно неожиданный вывод о богословских воззрениях их авторов: "В их объяснениях нет ни одного намека на то, что они верили в Троицу" 263.