Роман Владимирович Жолудь

Снова да обратится слово мое к цели. Кто еще до седины столько был сед разумом? Ибо этим определяет старость и Соломон (Прем. 4, 9). Кто, не только из наших современников, но и из живших задолго до нас, столько был уважаем и старыми и юными? Кому, по причине примерной жизни, были менее всего нужны слова? и кто, при примерной жизни, обладал в большей мере словом? Какого рода наук не проходил он? Лучше же сказать: в каком роде наук; не преуспел, как будто занимавшийся этой одной наукой? Так; изучил он все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку изучил он до такого совершенства, как; бы не учился ничему другому. У него не отставали друг от друга и прилежание, и даровитость, в которых знания и искусства почерпают силу. Хотя при усилии своем меньше всего имел нужды в естественной быстроте, а при быстроте своей меньше всего нуждался в усилии, однако же до такой степени соединял и приводил к единству то и другое, что неизвестно, усилием или быстротой наиболее он удивителен. Кто сравнится с ним в риторике, дышащей силой огня, хотя нравом не походил он на риторов? Кто, подобно ему, приводит в надлежащие правила грамматику или язык, сводит историю, владеет размерами стиха, дает законы стихотворству? Кто был так силен в философии – в философии действительно возвышенной и простирающейся ввысь, то есть в практической и умозрительной, а равно и в той ее части, которая занимается логическими доводами и противопоставлениями, а также состязаниями и называется диалектикой? Ибо легче было выйти из лабиринта, чем избежать сетей его слова, когда находил он это нужным. Из астрономии же, геометрии и науки об отношении чисел изучив столько, чтобы искусные в этом не могли приводить его в замешательство, отбросил он все излишнее как; бесполезное для желающих жить благочестиво. И здесь можно изумиться как избранному более, чем отброшенному, так и отброшенному более, чем избранному. Врачебную науку – этот плод философии и трудолюбия – сделали для него необходимой и собственные телесные болезни и уход за больными; начав с последнего, дошел он до навыка в этом искусстве и изучил в нем не только относящееся к видимому и лежащее на поверхности, но и собственно относящееся к науке и обобщениям. Впрочем, все это, сколько оно ни важно, значит ли чтонибудь в сравнении с нравственным обучением Василия? Кто знает его из собственного опыта, для того не важны те Минос и Радамант, которых эллины удостоили асфоделевых лугов и елисейских полей, имея в представлении наш рай, известный им, как думаю, из Моисеевых и наших книг, хотя и разошлись с нами несколько в названии, изобразив то же самое другими словами.

В такой степени приобрел он все это. Это был корабль, настолько нагруженный ученостью, сколько это вместительно для человеческой природы, потому что далее Кадикса и пути нет. Но нам нужно уже было возвратиться домой, вступить в жизнь более совершенную, приняться за исполнение своих надежд и общих предначертаний. Настал день отъезда, и, как; обыкновенно при отъездах, начались прощальные речи, проводы, упрашивания остаться, рыдания, объятия, слезы. А никому и ничто не бывает так; прискорбно, как; афинским воспитанникам расставаться с Афинами и друг с другом. Действительно происходило тогда зрелище жалостное и достойное описания. Нас окружала толпа друзей и сверстников, были даже некоторые из учителей, они уверяли, что ни под каким видом не отпустят нас, просили, убеждали, удерживали силою. И как; свойственно сетующим, чего только не говорили они, чего не делали? Обвиню при этом немного сам себя; обвиню (хотя это и смело) и эту божественную и неукоризненную душу. Ибо Василий, объяснив причины, по которым непременно хочет возвратиться на родину, убедил удержавших, и они, хотя принужденно, все же согласились на его отъезд. А я остался в Афинах, потому что отчасти (надобно сказать правду) сам был тронут просьбами, а отчасти он меня предал и дал себя уговорить, чтоб оставить меня, не желавшего с ним расстаться, и уступить зовущим, – дело до своего совершения невероятное! Ибо это было то же, что рассечь надвое одно тело и умертвить нас обоих, или то же, что разлучить телят, которые, будучи вместе вскормлены и приучены к одному ярму, жалобно мычат друг о друге и не терпят разлуки. Но моя утрата была не долговременна, я не выдержал долее того, чтобы представлять из себя жалкое зрелище и всякому объяснить причину разлуки. Напротив того, немного времени пробыл я еще в Афинах, а любовь сделала меня гомеровым конем; разорвав узы удерживающих меня, я оставил за собой равнины и понесся к товарищу.

Когда же возвратились мы домой, уступив коечто миру и зрелищам, чтобы удовлетворить только желания большинства (потому что сами по себе не были расположены жить для зрелищ и напоказ), тогда, как можно скорее, вступили в свои права и из юношей сделались мужами, мужественно приступив к философии. И хотя пока не вместе друг с другом, потому что до этого не допускала зависть, однако же неразлучны мы были взаимной любовью. Василия как второго своего строителя и покровителя, удерживает кесарийский город, а потом увлекают некоторые путешествия, необходимые изза разлуки со мною и согласные с выбранной им целью – философией. А меня отводили от Василия благоговение к родителям, попечение об этих старцах и постигшие бедствия. Может быть, это было нехорошо и несправедливо, однако же я оторван был от Василия; и думаю, не от этого ли на меня пали все неудобства и затруднения жизни, не от этого ли мое стремление к философии неудачно и мало соответствовало желанию и цели. Впрочем, да устроится жизнь моя, как угодно Богу, и о если бы по молитвам Васильевым она устроилась лучше!

Василия же Божие многообразное человеколюбие и забота о нашем роде, изведав во многих встретившихся между тем обстоятельствах и показав более и более светлым, поставляет знаменитым и славным светильником Церкви, сопричислив пока к священным престолам пресвитерства, и через один город – Кесарию возжигает его для целой вселенной. И каким образом? Не поспешно возводит его на степень, не сразу и омывает и умудряет, что видим ныне на многих желающих предстоятельства, удостаивает же чести по порядку и по закону духовного восхождения. Ибо не хвалю беспорядка и неустройства, какие у нас, а есть этому примеры и между председателями церковными (не осмелюсь обвинять всех, да это и несправедливо) . Хвалю же закон мореходцев, по которому управляющему теперь кораблем сперва дано было весло, а от весла взведен он был на корму и, исполнив первые поручения, после многих плаваний по морю, после долговременного наблюдения ветров, посажен у кормила. Тот же порядок и в военном деле: сперва воин, потом начальник отряда, наконец военачальник. И это самый лучший и полезный для подчиненных порядков. И наше дело было бы гораздо более уважаемым, если бы соблюдалось то же. А теперь есть опасность, чтобы самый святейший чин не сделался у нас наиболее осмеиваемым, потому что председательство приобретается не добродетелью, но происками, и престолы занимаются не достойнейшими, но сильнейшими. Самуил, видящий, что впереди (Ис. 41, 26), в пророках, но и Саул отверженный тоже. Ровоам, Соломонов сын, – царь, но также и Иеровоам, раб и отступник. Нет ни врача, ни живописца, который бы прежде не вникал в свойства недугов, или не смешивал разные краски, или не рисовал. А председатель в Церкви легко выискивается, не трудившись, не готовившись к сану, едва посеян, как уже и вырос, подобно исполинам в легенде. В один день производим мы в святые и велим быть мудрыми тем, которые ничему не учились и, кроме одного желания, ничего у себя не имеют, восходя на степень. Низкое место любит и смиренно стоит тот, кто достоин высокой степени, много размышлял над Божиими словами и многими законами подчинил плоть духу. А надменный председательствует, поднимает бровь против лучших себя, без трепета всходит на престол, не ужасается, видя воздержанного внизу. Напротив того, думает, что, получив могущество, стал он мудрее – так мало знает он себя, до того власть лишила его способности рассуждать!

Но не таков был прославленный и великий Василий. Он служит образцом для многих, как всем прочим, так; и соблюдением порядка в этом. Этот толкователь священных книг сперва читает их народу и эту степень служения алтарю не считает для себя низкой, потом в сонме старейшин[4], потом в сане епископов хвалит Господа (Пс. 106, 32), не похитив, не силою присвоив власть, не гонясь за честью, но сам преследуемый честью, и не человеческой воспользовавшись милостью, но от Бога, и Божию прияв благодать.

Но да помедлит слово о председательстве; предложим же коечто о низшей степени его служения. Каково, например, и это, едва не забытое мной и случившееся в продолжение описываемого времени? У правившего Церковью[5] прежде Василия произошло с ним несогласие, отчего и как, лучше о том умолчать, довольно сказать, что произошло. Хотя епископ был муж во всем прочем не недоблестный, даже удивительный по благочестию, как показало тогдашнее гонение[6] и восстание против него, однако же в отношении к Василию подвергся он человеческой слабости. Ибо бесславное касается не только людей обыкновенных, но и самых превосходных, и единому Богу свойственно быть совершенно безошибочным и не увлекаться страстями. Итак;, против него[7] восстают избраннейшие и наиболее мудрые в Церкви, если только мудрее многих те, которые отлучили себя от мира и посвятили жизнь Богу, – я разумею наших назореев, особенно ревнующих о подобных делах. Для них было тягостно, что презирается их могущество, оскорбленное и отринутое, и они отваживаются на самое опасное дело, замышляют отступить и отколоться от великого и мирного тела Церкви, отсекши и немалую часть народа из низкого и высокого сословия. И это было довольно легко сделать по трем самым сильным причинам. Василий был муж уважаемый, и едва ли кто другой из наших философов пользовался таким уважением; если бы захотел, он имел бы столько сил, что мог придать смелости своим защитникам. А оскорбивший его находился в подозрении у города за смятение, происшедшее при возведении его на престол, так как и сан предстоятеля получен им был не столько законно и согласно правилам, сколько насильственно. Явились также некоторые из западных епископов, и они привлекали к себе всех православных в Церкви. Что же предпринимает этот доблестный ученик Миротворца? Не ему было противоборствовать и оскорбителям и ревнителям, не его было дело начинать распрю и расторгать тело Церкви, которая была уже атакована и находилась в опасном положении от тогдашнего преобладания еретиков. Посовещавшись об этом со мной, искренним советником, со мною же вместе отправляется он в бегство, удаляется отсюда в Понт и руководит в тамошних монастырях, учреждает же в них то, что достойно памяти, и лобызает пустыню вместе с Илией и Иоанном, великими хранителями строгости, находя это более для себя полезным, нежели в настоящем деле замыслить чтонибудь недостойное его философии, и во время тишины приучившись управлять помыслами, нарушить это среди бури.

Но хотя отшельничество его было столь философским и чудесным, однако же возвращение оказалось еще более превосходным и удивительным. Оно произошло следующим образом. Когда мы были в Понте, поднялась вдруг градоносная туча, угрожающая гибелью; она сокрушала все Церкви, над которыми разражалась и на которые простирал власть свою златолюбивейший и христоненавистнейший царь, одержимый этими двумя тяжкими недугами – ненасытностью и богохульством, – этот больше гонителя гонитель и больше отступника хотя не отступник, однако же ничем не лучший для христиан, особенно же для тех из христиан, которые благочестивее и чище, – для поклоняющихся Троице, – что одно и называю я благочестием и спасительным учением. Ибо мы не взвешиваем Божества и единую неприступную Сущность не делаем чуждым для самого Себя, вводя в Него инородные особенности; не лечим зла злом, и безбожного Савеллиева соединения не уничтожаем еще более нечестивым разделением и рассечением, болея которым неистовый Арий поколебал и растлил огромную часть Церкви, и Отца не почтив, и обесчестив Тех, Которые от Отца, введением неравных степеней Божества. Напротив того, мы знаем единую славу Отца – равночестие с Ним Единородного, и единую славу Сына – равночестие с Ним Духа. Чествуя и признавая Трех по личным свойствам и Единого по Божеству, мы рассуждаем, что унизить Одного из Трех значит ниспровергнуть все. Но этот царь, нимало не помышляя об этом, будучи не в состоянии простирать взор ввысь, а, напротив того, низводимый ниже и ниже своими советниками, осмелился унизить с собою и Божескую сущность. Он делается лукавой тварью, низводя господство до рабства и поставив на ряду с созданием Сущность несозданную и неподвластную времени. Так он мудрствует и с таким нечестием вооружается на нас! Ибо не иначе нужно представлять себе это, как варварское нашествие, в котором истребляются не стены, не города и дома, или чтолибо маловажное, человеческими руками созданное и быстро восстанавливаемое, а расхищаются самые души. Вторгается с царем и достойное его воинство, злонамеренные вожди Церквей, немилосердные четвертовластники обладаемой им вселенной. Одну часть Церквей они имели уже в своей власти, на другую делали свои набеги, а третью надеялись приобрести правом и рукою царя, которая или была уже занесена, или по крайней мере угрожала. Они пришли ниспровергнуть и нашу Церковь, всего более полагаясь на низость души в тех, о которых перед этим было сказано, а также на неопытность тогдашнего нашего предстоятеля и на болезни наши. Предстояла великая борьба, в большей части из нас проявлялась мужественная ревность, но полк наш был слаб, не имел защитника и искусного соратника с силой Слова и Духа. Что ж эта мужественная, исполненная высоких помыслов и подлинно христолюбивая душа? Не много нужно было убеждать Василия, чтобы он явился на помощь. Напротив того, едва увидел умоляющим меня (обоим нам предстоял общий подвиг как; защитникам правого учения), как был побежден мольбою. Прекрасно и прозорливо рассудил он духовным разумом, что если уже и впадать когда в малодушие, то для этого есть другое время, именно время безопасности, а при нужде – время великодушию, поэтому тотчас отправился со мною из Понта, сражается за истину, которая была в опасности, делается добровольным соратником и сам себя определяет на служение материЦеркви.