Роман Владимирович Жолудь

10) в эстетическом отношении проповедь строится на сопоставлении двух миров: духовного (божественного, вечного) и земного (тленного, непостоянного); проповедник, восхищаясь первым, доказывает бренность последнего, призывая аудиторию к аскетизму, к достижению нематериальных благ; формируется понятие «прекрасного», которое равно по смыслу «благому», и человек должен подражать Творцу в совершении благих дел, в святой и непорочной жизни.

4. Естественно, что специфическую окраску проповеди придает индивидуальная авторская поэтика. Для Василия Кесарийского, например, был характерен максимально прагматический подход к проповеди, простой и живой разговор с аудиторией, не исключавший обратной связи, относительно малая экспрессивность выступления. Он, будучи «вынужденным» публицистом, достаточно лояльно относился к языческой философии. Григорий Назианзин, наоборот, демонстрировал большое пристрастие к риторической эстетике, его речи пространны, имеют сложную структуру и наполнены цитатами не только из Библии, но и из древнегреческой литературы. Творчество Иоанна Златоуста показывает полное отсутствие интереса к античной тематике, однако простота и одновременная возвышенность слога обнаруживают его хорошее знакомство с классической риторикой.

5. Таким образом, формирование православной проповеди было обусловлено влиянием как внешних, объективных факторов, так и особенностей авторской поэтики, накладывавшей на характер выступления неповторимый отпечаток. Учитывая то, что проповедническое наследие ораторов IV столетия – Василия Кесарийского, Григория Назианзина и особенно Иоанна Златоуста – было высоко оценено не только византийцамипотомками, но и мировым христианством, можно считать, что индивидуальные особенности их творчества также оказали влияние на формирование всей традиции христианской православной проповеди.

Заключение

Подводя итог работе, еще раз уточним, что религиозная публицистика в древнем мире возникает только с зарождением монотеизма – древнего иудаизма, когда в вероучении появляются строгие догматические правила, входящие в конфликт с религиозными представлениями традиционного политеизма (в первую очередь, запрет поклоняться чужим богам, не характерный для политеистических верований). Публицистика в религиозном дискурсе возникает именно в момент появления конфликта, столкновения разных концепций веры, когда ощущается необходимость открытого призыва, непосредственного воздействия на аудиторию. Первоначально публицистические элементы проявляются уже в корпусе Ветхого Завета, где не выделяются из общего синкретического текста, существуя в неразрывной связи с художественными, религиозными и бытовыми представлениями, что является характерным для всей архаичной литературы. Наибольший публицистический пафос просматривается в книгах пророков (Исайи, Иеремии, Иезекииля и др.), которые становятся одними из первых проповедников, стихийными ораторами древнеиудейского общества. Ветхий Завет позже передаст будущей христианской публицистике свой монологизм, ощущение непререкаемого авторитета, которые формируются в результате специфики неравноправного общения БогаТворца и человекатворения. Также христианской публицистике достанется в наследство древневосточный литературный дорефлективный традиционализм. Один из его признаков – прагматизация литературной деятельности, ориентация вовне сферы эстетики – станет характерной чертой христианской публицистики.

Новозаветные тексты, в первую очередь четыре Евангелия, повествующие о пришествии Бога в мир, о воплощении Его в человеческом облике, формируют иной подход к религиозному публицистическому выступлению. В Евангелии появляется элемент полемики, спора, необходимый для развития полноценной публицистики. Там же формируется основное тематическое наполнение христианского публицистического выступления: религиознобогословское, экзегетическое (толкование), апологетическое (защита вероучения), этическое, эсхатологическое и др. Притчи оказывают большое влияние на возникновение языка традиционной христианской публицистики, простого, доступного для самой широкой аудитории и в то же время глубоко образного и многозначного.