Творения

40. И опять говорит: не знаете ли, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? И если кто погубит храм Божий, того погубит Бог (1 Кор. 3:16–17). И опять: но омылись, (но освятились), но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6:19). И опять: или не знаете, что тела ваши — храм сущаго в вас Святаго Духа, Котораго вы имеете от Бога? Ибо думаю, и я имею Духа Божия (1 Кор. 7:40).

41. И опять, ведя речь и о сынах Израилевых, как крещенных в облаке и в буре, говорит, что все пили одно и тоже духовное питие, ибо пили из духовнаго последующаго камня, — камень же был Христос (1 Кор. 10:4). И опять говорит: потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. Есть же разделения дарований, но Дух один и тот же, есть и разделения служений, но Господь один и тот же; есть и разделения действий, а один и тот же Бог, действующий все во всех; но каждому дается явление Духа на пользу. Ибо одному дается Духом слово премудрости, другому же слово знания тем же Духом, иному же вера в том же Духе, (иному дар исцелений тем же Духом), иному же действия сил, иному же пророчество, иному же различение духов, другому же роды языков, (иному истолкование языков). Все же это действует один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как хочет. И как тело одно, но имеет многие члены, и все члены тела, хотя их много, суть одно тело, так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело (1 Кор. 12:3–13). И опять говорит: ибо если кто, пришед, проповедует другого Иисуса, Котораго мы не проповедывали, или вы получаете иного Духа, Котораго вы не получили, или иное благовестие, котораго не приняли, то вы справедливо потерпели бы (2 Кор. 11:4). Видишь, что Дух неотделим от Божества, и никто благочестно мудрствующий не может считать Его созданием.

42. В послании же к Евреям он опять пишет так: как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении, которое, получивши начало своего возвещения от Господа, посредством слышавших утвердилось в нас, когда Бог подтверждал знамениями и чудесами и различными силами и раздаянием Духа Святаго (Евр. 2:3–4). И опять в том же послании говорит: почему, как говорит Дух Святый, ныне когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели дела Мои сорок лет. Посему я вознегодовал на род сей и сказал: непрестанно они заблуждают сердцем своим, вследствие чего не познали путей Моих, как клялся Я в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой (Евр. 3:7–11). И тут пусть послушают Павла, никоим образом не отделяющаго Духа Святаго от Божества Отца и Сына, но ясно показывающаго, что глаголание Святаго Духа — было от Лица Божия, и таким образом изречено как бы от Бога, как изложено в вышеприведенных изречениях. Поэтому веруем, что Святая Троица — един Бог, и покланяемся Ей согласно засвидетельствованному божественным Писанием, тем более, что и всюду существуют для нас в божественном Писании безчисленныя наставления, которыя согласно свидетельствуют апостольскую и церковную веру.

12 глав о вере

Глава I

Если кто называет тело Христово несозданным и не исповедует, что Сам несозданный Бог Слово представил доказательства воплощения и вочеловечения созданного из человечества, как написано, анафема да будет.

Изъяснение. Ибо как можно называть тело не созданным? Ведь несозданное бесстрастно, неуязвляемо, неосязаемо. Христос же, воскресший из мертвых, показывал своим ученикам и знаки от гвоздей, и прободение копья, и тело для осязания, хотя и вошел к ним при запертых дверях; но это сделано было Им для того, чтобы показать и действие Божества, и истинность тела. Хотя он был Бог, но по естеству познан был как человек, и будучи по истине человеком, по делам Своим явился Богом.

Глава II

Если кто называет плоть Христа единосущной Божеству, и не исповедует, что Он — в образе Божием Сый, предвечный Бог и уничижил Себя и принял образ раба, как написано (Флп. 2:7), анафема да будет.

Изъяснение. Каким образом явившуюся во времени плоть можно называть единосущной безлетному Божеству? Ибо единосущным называется совершенно тожественное по естеству и по вечности.

Глава III

Если кто говорит, что Христос [2] воспринял совершенного человека, как одного из пророков, и не исповедует, что Он Сам, чрез воплощение от Девы, соделался человеком, родился в Вифлеме, воспитан в Назарете и показал преуспеяние в возрасте, подлежал счислению времени [по летам], крестился в Иордане и был засвидетельствован Отцом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», как написано (Мф. 3:17), анафема да будет.

Изъяснение. Как можно утверждать, что Господь [3] воспринял совершенного человека, как одного из пророков, когда Сам Господь соделался человеком чрез воплощение от Девы? Посему написано, что «первый человек из земли перстный» (1 Кор. 15:47); когда же он, созданный из земли, отошел в землю, то второй, сделавшись человеком, восшел на небеса. И говорится: «первый Адам» и «последний Адам» (1 Кор. 15:45). И как исповедуется, что второй от первого по плоти, — посему Христос и человек и Сын человеческий, — так и засвидетельствовано, что второй — Спаситель первого, ради которого Он и снисшел с неба. Когда же Слово, снисшедшее с неба и соделавшееся человеком, взошло на небеса, то вследствие этого и говорится: второй Адам — с небес.

Глава IV