Православие и современность. Электронная библиотека-Священник Владимир Зелинский-Благодарение жизни-От биоэтики к премудрости-(попытка

"За все благодарите"

Христианская этика начинается со слов: "Не входи в суд с рабом Твоим" (Пс. 142:2) и означает прежде всего осознанный отказ от тяжбы с Богом, от соперничества с Ним, от похищения Его власти. Она исходит из древнейшего христианского символа веры: "Иисус есть Господь", - того символа, который должен охватить собою все мое существование. Иисус есть Господь моего зачатия и появления на свет, моего брака, как и моего безбрачия, моего объятия и моего воздержания, моего семени, моего ребенка, моей смерти20. Иисус есть Господь и моего воскресения с Ним и в Нем. И на всем, чем отмечено Его господство, должен лежать Его образ и прикосновение Духа Святого, названного "Животворящим".

Если существует православный подступ к биоэтике, то он отнюдь не заключается в каком-то горделивом обособлении и противоспоставлении себя иному, скажем, католическому или протестантскому подходу: "У вас, мол, все как-то вкривь и вкось, зато вот уж как славно у нас...". Православное мышление в этой области, мне думается, должно быть принципиально неполемичным и неидеологичным, и выражаться не столько уверенной формулой: "А вот наша Церковь считает, что...", сколько призывом апостола Павла: "За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе" (1 Фее. 5:18). В буквальном переводе: "творите Евхаристию во всех вещах". Это значит: "благодарите во Христе", "творите Евхаристию" в рождающемся, живущем и умирающем человеке, узнавая в каждом воплощенного и распятого Бога, удивляясь и радуясь Его "дивному устроению" повсюду, где "жизнь жительствует". И принимайте эту жизнь, как мы принимаем освященные дары, ставшие Телом и Кровью Христа.

Эта "евхаристическая премудрость" должна стать истоком, тонусом, движущим началом христианского мышления наших дней как альтернативы тому познанию с его скрытой похотью к власти, которое пытается теперь овладеть и манипулировать жизнью. Сегодня это манипулирование грозит нам новым тоталитаризмом, более "мягким" и изворотливым, чем ставший уже допотопным тоталитаризм доктрины, однако, не менее лживым и человекоубийственным. Генетическая утопия, которая исподволь подбирается к нам, может быть побеждена лишь возвращением к истоку и смыслу творения, к Евхаристии жизни, т.е. вниманием всего нашего существа к той любви, которая сокрыта в каждой клетке нашего тела, той Премудрости, что: от века... помазана, от начала, прежде бытия земли (Прит. 8:23).

1 Настоящая работа представляет собой переработанный авторский перевод статьи (первоначально доклада), опубликованной в сборнике "Religion! e Bioetica. Un confronto sugli inizi della vita". Padova. 1997. C. 243-262

2 В русскоязычной литературе укажем прежде всего на книгу врача И. В. Силуяновой "Современная медицина и православие" (М., 1998), вышедшую по благословению и с кратким напутственным словом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

3 Claudia Mancina Sperimentazione sugli embrioni e aborto. Un punto di vista delle donne, in: C. Viafora (a cura di). Centri di bioetica in Italia. Orientamnetni a confronto. Padova, 1993. P. 272-273

4 Там же

5 Boris Bobrinskoy. Le Mystere de la Trinite. Cours de theologie orthodoxe. Paris, 1986. P. 34

6 Там же

7 Цит. по: В. Н. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М.. 1991. С. 134

8 Антология "Раннехристианские Отцы Церкви". Брюссель, 1978. С. 17

9 Цит. по: La teoiogia del Padri. Citta Nuova. Roma, 1975. Vol. 3. P. 367

10 Christopher Vaughan. Come comincia la vita (название орипоши "How Life Begins"). Firenze, 1998. P. 69