Православие и современность. Электронная библиотека-Священник Владимир Зелинский-Благодарение жизни-От биоэтики к премудрости-(попытка

4 Там же

5 Boris Bobrinskoy. Le Mystere de la Trinite. Cours de theologie orthodoxe. Paris, 1986. P. 34

6 Там же

7 Цит. по: В. Н. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М.. 1991. С. 134

8 Антология "Раннехристианские Отцы Церкви". Брюссель, 1978. С. 17

9 Цит. по: La teoiogia del Padri. Citta Nuova. Roma, 1975. Vol. 3. P. 367

10 Christopher Vaughan. Come comincia la vita (название орипоши "How Life Begins"). Firenze, 1998. P. 69

11 Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. Пер. В. М. Лурье, СПб., 1995. С. 94

12 Св. Ефрем Сирии. Творения. Т. 4, М, 1994. С 359-360

13 Я позволю себе привести лишь одно из них, тем более важное для нас, что оно говорит об умирании неверующей женщины. Митрополит Сурожский Антоний рассказывает о молодом человеке, проводящем ночь в молитве у постели умирающей: "Что происходило с этой женщиной, вступавшей в мир, который она отрицала, которого никогда не ощутила? Она принадлежала земле - как могла она вступить в небесное? И вот, что он пережил, вот что, как ему казалось, он уловил, общаясь с этой старой женщиной через сострадание, в озадаченности. Поначалу умиравшая лежала спокойно. Затем из ее слов, возгласов, ее движений ему стало ясно, что она что-то видит; судя по ее словам, она видела темные существа; у ее постели столпились силы зла, они кишели вокруг нее, утверждая, что она принадлежит им. Они ближе всего к земле, потому что это падшие твари. А затем она вдруг повернулась и сказала, что видит свет, что тьма, теснившая ее со всех сторон, и обступившие ее злые существа постепенно отступают, и она увидела светлые существа. И она воззвала о помиловании. Она сказала: "Я не ваша, но спасите меня!" Еще немного спустя она произнесла: "Я вижу свет". И с этими словами - "я вижу свет" - она умерла". (Митрополит Сурожский Антоний. Жизнь. Болезнь. Смерть. М., 1995. С. 80-81.)

14 С. Н. Булгаков. Софиология смерти. Цит по изд. "Тихие думы", М., 1996. С. 287

15 "В самом деле, - пишет блаженный Августин, - не напрасно в священных канонических книгах нельзя найти нигде такого божественного предписания или дозволения на то. чтобы мы причиняли смерть самим себе даже ради приобретения бессмертия или ради избежания и освобождения от зла. Когда закон говорит: не убий, надлежит понимать, что он воспрещает и самоубийство..." (О Граде Божием. Кн.1, XX, цит. по изд.: "Творения блаженного Августина", II. Брюссель, 1974. С. 37.)

16 Те разрешения на отпевания самоубийц по заявлению о душевной болезни - знак милосердия, но и растерянности. Лишь очень небольшой процент из тех, кто лишил себя жизни, действительно страдали шизофрении или маниакально-депрессивным психозом. Уныние и отчаяние суть духовные состояния, детально и многократно описанные в аскетической литературе и поражающие даже опытных монахов. Но поскольку, в отличие от монахов, сегодняшние искатели собственной смерти не ведают о путях духовного исцеления и, как правило, не ищут помощи в Церкви, то не должна ли сама Церковь предложить им помощь, хотя бы келейной, но получившей церковное благословение молитвой?

17 Цит. по книге: Иеромонах Иларион (Алфеев). Мир Исаака Сирина. М., 1998. С. 217-218.