Раннехристианские апологеты II‑IV веков. Переводы и исследования.

Более подробный исторический обзор см. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. — СПб., 1907. — Т. П.

P. Andriessen (Rech. de theol. anc. et med. — 1946. — P. 5. — 39) приводит некоторые аргументы в пользу идентификации апологии Кодрата с анонимным «Посланием к Диогниту».

Altaner В., Stiiiber A. Patrologie. Freib.; Bas.; Wien, 1980.

Сам Тертуллиан считал, что именно Тацит был первым, кто сообщил о поклонении иудеев ослиной голове, однако в действительности эта сплетня имеет гораздо более древнюю историю.

1 Петр 2: 12.

Подобное явление было не редкостью среди христиан. Так, например, против такого излишнего рвения выступали Климент Александрийский («Строматы» IV, 4, 17, 1) и Ориген («Против Кельса» VIII, 65).

К их числу принадлежат «Строматы» Климента Александрийского, «Против Кельса» Оригена, «Евангельское приуготовление» и «Евангельское доказательство», а также «Против Иерокла» Евсевия Кесарийского, «Лечение эллинских недугов» Феодо- рита, «Adversus gentes» Арнобия, «Institutionis divinae» Лактанция, «De errore profanarum religionum» Фирмика Матерна, книги Кирилла Александрийского «Против Юлиана».

Наиболее отчетливо эта позиция проявлена в сочинениях Татиана, Тертуллиана, Арнобия, Орозия, отчасти у автора «Послания к Диоппггу».

См.: Nickelsburg, G. W. Е. Jewish Literature Between the Bible and the Mishnah. — London, 1981.

См.: Charlesworth J. H. The Old Testament Pseudepigrapha. — London, 1985. — P. 777.

Учитывая особенности ситуации и неопределенность понятия о христианах в то время, можно даже говорить о том, что Иосиф, защищая иудеев, видел в числе своих подзащитных и христиан. По крайней мере восстановленный текст его свидетельства скорее благожелателен, чем насторожен.

Иустин. Апол. I, 2; 27; 55; 68; Апол. П, 3; 12; 14; Татиан. Речь к элл. 22 — 24; 33 — 34; Феоф. Антиох. К Автол. Ш, 4 — 6; 15; Афин. Прошен. 2 — 3; 31 — 35; Мин. Феликс. Окт. 9; 28; 30–31; Терт. Апологет. 7 — 9; 16; К языч. I, 7; 12; Апол. 2.

Аристид. Апол. 3 — 14; Иустин. Апол. 1,5; 9; 25; 54; Апол. II, 5; Татиан. Речь к элл. 8 — 10; 19 — 21; 29; К Диогнету. 2; De monarch. 6; Феоф. Антиох. К Автол. 1,9 — 10; II, 1 — 8; Афин. Прошен. 17 — 19; Мин. Феликс. Окт. 23 — 24; Терт. Апологет. 10 — 12; К языч.; Апол. 13 — 14.

Иустин. Апол. I, 5; 44; 46; 59 — 60; Апол. П, 7 — 8; 10; 13; Татиан. Речь к элл. 1 — 3; 19; 25 — 26 (отрицание); De monarch. 1; Феоф. Антиох. К Автол. I, 14; П, 12; 37 — 38; Ш, 18 — 19; Афин. Прошен. 5 — 7; Мин. Феликс. Окг. 19 — 20; 26; 34 — 35; Терт. Апологет. 46.