Православие и современность. Электронная библиотека

Неделя 24-я по Пятидесятнице

(Лук. 8:41-56).

Когда Господь возлежал в доме недавнего сборщика податей, а ныне — Своего новопризванного ап. Матфея, и беседовал с учениками Иоанна Крестителя о посте, подошел к Нему старейшина синагоги — Иаир. У Иаира было великое горе: его единственный ребенок — любимая дочь — умирает. "Приди и возложи на нее руку Твою, и я верю, она будет жива!" — умоляет Иаир.

И вот, направляясь в дом Иаира, на дело любви и милосердия, совершает Господь по пути другое дело милосердия, являя Свое всемогущество. Со всех сторон теснит Его народ, все хотят видеть, что сделает с умирающей отроковицей чудесный Учитель, Которого так высокомерно, в своих зависти и гордыне, осуждают фарисеи. В этой многолюдной толпе — 12 лет от тяжкого недуга страдающая женщина. Не ради любопытства она в этой толпе. Истощив на лечение все свое имущество и не получив никакой пользы, она с усилием пробирается сквозь тесную толпу и, не решаясь по женской стыдливости прямо просить Господа об исцелении болезни, не решаясь даже остановить Господа и коснуться его Пречистой руки, с великой верой и благоговением, незаметным образом прикоснулась к краю одежды Его. Прикоснулась в полной уверенности, что получит исцеление. И эта благая надежда не посрамила ее. Не умом, а простым исстрадавшимся сердцем познала она, что во Христе Иисусе "вся полнота Божества", и прикосновением к Его одежде выразила свою крепкую веру во всемогущество любви Божией — во всемогущество Иисуса Христа. И услышала исцеленная из уст Господа с отеческой любовью ей сказанные слова: "Дерзай дщерь — вера твоя спасла тебя".

Так, в последствии, по вере тень ап. Петра исцеляла болящих, исцелялись больные от прикосновения к убрусам ап. Павла. Так и ныне, по Божией благодати, исцелялись и исцеляются верующие по молитвам о них угодников Божиих, прикасаясь к их мощам, к чудотворным иконам, или — освящая себя св. таинствами. Господь видит веру к Нему в таинствах прикасающихся, к Нему в св. Исповеди и св. Причастии приходящих, и в сердцах их изрекает им: "Дерзай чадо, вера твоя спасет тебя".

Среди народа, теснившегося вокруг Господа, были, несомненно, и другие страждущие разными недугами. Быть может, телом своим, в толпе они были ближе к Врачу Небесному, нежели кровоточивая женщина, но не прикасались они к Нему с той верой, с какой прикоснулась она, и посему оставались неисцеленными. Так бывает и в Церкви Христовой, так и с нами бывает. Многие называют себя христианами, Христовыми по имени, участвуют в таинствах, но... Христа не касаются... Подходят к Нему в своей гордости, в своем тщеславии, в своей самости, подходят без живой, сердечной веры, а посему и не способны принять от Целителя исцеления и силу для жизни духовной. Таинства остаются для них всего лишь обрядом благочестивым, а не очищающей и духовно возрождающей силой.

Этот дивный пример исцеления по вере дает нам Господь, нам — вступающим в дни поста Рождественского, когда готовимся мы всей приходской семьей во св. Исповеди и Причастии к Нему прикоснуться.

Цель праздников и постов, премудро установленных по Апостольскому преданию, духовно воспитать и укрепить чад Божиих — христиан на их пути осмысленной жизни, совершаемой во славу Божию. Мы знаем, что одно внешнее прикосновение к святыне, одни телесные подвиги, как посты и поклоны, без заботы о внутреннем очищении сердца, а главное — без смирения, без доверия и любви к Богу и ближнему, без самоуничижения, — не только не дают нам ожидаемой пользы, но, — страшно сказать, — вместо пользы могут повредить душе.

Да поможет же нам, приступающим к св. Чаше, Господь возгреть в себе дух смирения и ревности и да явит Он в нас всемогущество Свое, как явил на прикоснувшейся к Нему женщине. Аминь.

Неделя 25-я по Пятидесятнице

(Лук. 10:25-37).

Что должен делать человек, чтобы иметь жизнь вечную? — спросил Господа законник, не человек "из толпы", а ученый, законник. "Возлюби Господа Бога твоего... и ближнего твоего, как самого себя". Таков ответ Ветхого Завета на заданный им вопрос.

Если понятна была ветхому Израилю любовь к Богу, в заповеди о любви к ближнему они блуждали; отсюда и вопрос законника: "кто мой ближний?". В вопросе: "кто мой ближний?" кругозор ветхого Израиля не выходил за пределы Израильского народа. Под "ближним" подразумевался только израильтянин, посему долг любви у ветхозаветного Израиля относили только к своим соплеменникам, только к израильтянам.