Сочинения

После такого гнуснаго поступка феодоръ, принимая пищу, лишился зренія; все бывшіе при этомъ пришли въ страхъ и стали молиться за себя и за него со слезами, умилостивляя Христа и мучениковъ. Мученики явились ему во сне и сказали: «кто тебя, несчастный, вынудилъ на такое гнусное дело? Его надобно и всегда воздерживаться, какъ языческаго и пріятнаго демонамъ, а темъ более после причастія св. таинъ, и вотъ если ты на третій день, когда экономъ пойдетъ съ кадиломъ и будетъ кадить храмъ, увидишь уголья въ кадиле и восходящій отъ него дымъ, то освободишься отъ наказанія и получишь зреніе, какъ и прежде, а если ничего не увидишь, то останешься навсегда слепымъ. Юноша после этого виденія много раскаявался и проливалъ токи слезъ, умоляя Бога и мучениковъ до указаннаго времени; молились за него и другіе въ храме. На третій день, когда Христофоръ кадилъ въ храме мучениковъ (онъ былъ экономомъ) и проходя мимо феодора достигъ до места крещальни, сей увиделъ ясно угли и восходящій отъ нихъ благоухающій дымъ и, испустивъ гласъ, славословящій Христа и мучениковъ, вдругъ всехъ подвигъ къ радости и страху, къ радости, потому что онъ дивно прозрелъ, къ страху, потому что въ этомъ виделось присутствіе самихъ мучениковъ и наказаніе ими всякаго преступленія. Когда все собрались посмотреть на феодора и сделался большой шумъ, Христофоръ изумился, не зная причины сего. Узнавъ же о великомъ чуде, со всеми другими и съ феодоромъ велегласно прославилъ Христа и святыхъ, возвеличивающихъ Христа чудесами. Мы же, бывшіе въ это время тутъ и видевшіе чудо, воздавъ хвалебныя песни сотворшимъ его, обратимся къ другому знаменію.

Чудо 36.

Въ Египте, въ городе Теннесе былъ мірянинъ феодоръ, принадлежавшій къ секте Юліана галикарнасскаго [32], а ныне по милости Божіей и просвещенію и изволенію мучениковъ служитъ иподіакономъ въ храме ихъ. Онъ въ юномъ возрасте подвергся страшной болезни подагре. Велики были мученія его; пальцы рукъ его походили на камни, а голени ногъ на глыбы земли. Не получивъ помощи отъ врачей, онъ прибегъ къ мученикамъ. Они являлись ему часто во сне и обещали выздоровленіе, дарованія, потребныя къ жизни, и возведеніе въ священную степень, если онъ присоединится къ православной Церкви; но онъ оставался непреклоннымъ. После того еще явившись во сне, они поставили его на кровле храма и заставили считать морскія волны; онъ началъ считать, но потомъ отказался. Мученики сказали: «какъ невозможно сосчитать волнъ морскихъ, такъ невозможно перечислить и токовъ твоей болезни. Въ другой разъ они явились въ виде грозныхъ судей и онъ далъ обещаніе присоединиться къ православной Церкви; но пробудившись, опять впалъ въ сомненіе. Размышляя о виденіи, онъ опять заснулъ и увиделъ мучениковъ въ образе діакона Юліана, который во то время служилъ въ храме ихъ; они предлагали ему принять св. тайны Христовы, но онъ вместо того просилъ пропустить его за решетку гробницы ихъ и взять елея отъ лампады, ибо многіе, которые не причащаются, поступаютъ такъ, принимая вместо святаго тела и крови Христовыхъ елей изъ горящей лампады святыхъ и, думаю, по неведенію, наносятъ оскорбленіе святыне (прибавляетъ Софроній). Сначала мученики не допускали его къ гробнице, а потомъ и допустили, но онъ нашелъ двери къ ней запертыми и не могъ взять елея отъ лампады и отошелъ печальный, но напутствуемый новыми убежденіями мучениковъ присоединиться къ православной Церкви.

Рано утромъ уже на яву пришелъ онъ къ гробнице мучениковъ и видитъ предъ нею Пасхазія, одержимаго злымъ духомъ. Увидевъ феодора, онъ, грозно взглянувъ и скрежеща зубами, громко сказалъ, говоря отъ лица святыхъ: «ступай скорее, просвети душу твою, иначе, клянусь живущею здесь силою, какъ пришелъ сюда одержимый лютою подагрою, такъ и уйдешь безъ исцеленія, и это мне сказать тебе приказываютъ мученики». Устрашенный этимъ и припомня убежденія и угрозы, бывшія ему во сне, онъ принялъ св. тайны и просветилъ ими свою душу. Но после причащенія, по действію вражескому, впалъ въ уныніе и, легши на постелю, скоро отъ печали заснулъ. Во сне явились ему мученики и утешили его. Спустя несколько дней онъ видитъ во сне представшихъ ему мучениковъ и повелевавшихъ следовать за ними. «Пришедши, говорилъ онъ, — къ одному, составляющему верхъ совершенства, храму, по виду страшному и величественному, а по высоте достигающему до самыхъ небесъ, и вошедши внутрь его, мы увидели величайшую и удивительную икону, на которой въ средине былъ изображенъ красками Христосъ [33], а Матерь Христова, Владычица наша Богородица и Приснодева Марія по левую сторону Его, по правую же Іоаннъ Креститель и Предтеча тогоже Спасителя, предвозвестившій Его своими взыграніями во чреве; тутъ же были изображены и некоторые изъ преславнаго лика апостоловъ и пророковъ и изъ сонма мучениковъ; въ томъ числе находились и эти мученики — Киръ и Іоаннъ. Они, стоя предъ Господомъ, молились Ему, преклонивъ колена и склонивъ головы на помостъ, и ходатайствовали объ исцеленіи юноши. Но Христосъ не отвечалъ имъ. Они снова стали молиться и опять не получили ответа; наконецъ въ третій разъ они молились долго и, лежа ницъ, восклицали только: «Господи, повели». Господь Христосъ, какъ поистине милостивый, сделалъ мановеніе и отъ иконы провещалъ: «дайте ему». Тогда мученики возстали отъ земли, принесли сперва благодареніе Христу Богу нашему за то, что Онъ услышалъ молитву ихъ, а потомъ съ радостію и восторгомъ говорятъ: «вотъ ради насъ Господь даровалъ тебе благодать. Итакъ иди въ Александрію, побудь тамъ постяся въ великомъ Петропиле, потомъ возьми немного въ пузырекъ масла изъ лампады, горящей предъ образомъ Спасителя, и опять, не вкушая пищи, приди сюда, помажь имъ ноги и получишь исцеленіе.

После этого виденія во сне, онъ пошелъ въ Александрію, взялъ елея изъ лампады, возвратился въ храмъ св. мучениковъ, здесь помазалъ имъ руки и ноги, и болезнь исчезла и онъ удостоился соверщеннаго исцеленія [34] и обещанныхъ ему дарованій, и за все это благодаря со тщаніемъ, служитъ мученикамъ.

Чудо 37.

Иподіаконъ феодосіевой и Северовой ереси Іоаннъ, происходившій изъ египетскаго города Кинó, потерялъ зреніе вследствіе бельмъ на глазахъ. Его привели къ Киру и Іоанну. Проведши здесь годъ, онъ удостоился благодати. Явились ему во сне мученики и, причастивъ тела и крови Христовыхъ, сказали: «вотъ ты, юноша, узналъ путь истинной жизни. Итакъ пріими здесь тайны Христовы». Пробудившись, онъ присоединился къ православной Церкви, принялъ св. тайны и бельма его исчезли, какъ будто ихъ не имелъ. Но вотъ отецъ его, діаконъ феодоръ, умеръ и къ нему пришли родственники и убедили его возвратиться домой, чтобы занять место отца. Забывъ заповедь мучениковъ, онъ пошелъ. Когда онъ былъ уже недалеко отъ города Кинó, являются мученики, наносятъ ему ударъ по лицу и онъ опять ослепъ. Раскаявшись, онъ возвратился къ мученикамъ и экономъ Христофоръ [35] поместилъ его въ томъ священномъ месте храма, где пребываютъ гости, такъ какъ въ храме все места заняты были больными. Спустя три дня Іоаннъ видитъ во сне діакона на амвоне, съ Евангеліемъ въ рукахъ, громко чтущаго изъ Матфея о томъ, какъ на вопросъ Іоанна Крестителя: Ты ли еси грядый, или иного чаемъ, Спаситель отвечалъ ученикамъ его: шедше возвестите Іоаннови, яже слышите и видите: слепіи прозираютъ и хроміи ходятъ, прокаженніи очищаются и глусіи слышатъ (Матф. 11, 4). При этихъ словахъ онъ пробудился и вотъ видитъ светъ восходящаго солнца и такимъ образомъ получилъ зреніе, но того совершеннаго исцеленія, какое имелъ сначала, не получилъ: на глазахъ его остался следъ его непризнательности, дабы и прочіе, видя это, пребывали твердыми.

Чудо 39.

Въ именіи Ираклія въ 24 стадіяхъ отъ храма [36] святыхъ, жилъ Петръ; онъ страдалъ разслабленіемъ (отъ паралича). Во сне явились ему святые и обещали исцеленіе, если онъ омоетъ руки въ Іордани (то–есть крещальне) и приметъ таинства Христовы, ибо онъ былъ монофизитъ, последователь Діоскора и Севера. Предубежденный противъ Халкидонскаго собора, отвергнувшаго монофизитскую ересь, онъ не согласился на предложеніе святыхъ. Они опять оставили его при прежнихъ страданіяхъ, которыя предъ этимъ успокоили. Больной опять сталъ призывать ихъ, они опять явились и предлагали тоже. И это повторялось не дважды, трижды или четырежды, но много разъ, ибо Египтяне — народъ упорный, и на что однажды решатся, на доброе или на худое, то не легко уже отстаютъ отъ того, и все они таковы. Наконецъ, побуждаемый страданіями, онъ сталъ призывать мучениковъ, обещая исполнить все, что ни прикажутъ сделать. Они явились, убеждали причаститься св. таинъ и говорили: «почему тебе, Петръ, не веровать, какъ и мы веруемъ, и не присоединиться къ намъ въ деле веры?» Онъ опять дерзнулъ имъ сказать: «ужели и вы, великіе слуги Христовы, веруете въ Халкидонскій соборъ?» Они стали убеждать его, что вера, утвержденная этимъ соборомъ, есть правая и боговдохновенная.

Петръ исполнилъ ихъ повеленіе, присоединился къ православной Церкви, получилъ здравіе и после того уже остался твердымъ въ православіи до смерти.

Мина, письмоводитель эконома Христофора, александріецъ и последователь тойже ереси, будучи явно наказанъ, присоединился къ Церкви. Онъ увиделъ во сне святыхъ, идущихъ къ таинственной и небесной трапезе, какъбы для причащенія св. Таинъ. Обратившись и увидя, что онъ не следуетъ за ними, они подходятъ къ нему и сильно наказываютъ жезлами по рукамъ. «Почему, говорили они, — ты, видя насъ идущихъ къ причастію, не последовалъ за нами? Если ты хочешь быть въ нашемъ дому, следуй нашимъ уставамь, и где мы причащаемся Господней пищи, тамъ и ты принимай ее». При этомъ они показывали перстами на божественную трапезу. Пробудившись, онъ чувствовалъ боли и рубцы ударовъ на яву, свидетельствовавшихъ о желаніи святыхъ. Вставъ, онъ причастился немедленно и боли исчезли. Я могъ бы здесь привести и многихъ другихъ, присоединенныхъ святыми къ Церкви и познавшихъ истинную веру; но чтобы кто не заподозрилъ насъ, что мы пишемъ чудеса святыхъ для защищенія своей веры, удовольствуемся и этими.

Чудо 48.

Антоній фивянинъ имелъ жесточайшую болезнь; онъ кричалъ, что внутренности его страшно грызутся и точатся какъбы червями. Врачи не могли не только помочь, но и понять его болезни. Онъ поселился въ храме мучениковъ и, проживъ здесь два года, вдругъ отъ нихъ получилъ здравіе, безъ всякаго указанія на какое–либо врачевство, какъ это они делали въ отношеніи къ другимъ; только по выздоровленіи они явились ему и сказали: «вотъ мы освободили тебя отъ страданій; иди въ городъ, не страшась более болезни; пришедши туда, посади во имя наше виноградъ и мы будемъ вместе съ тобою возделывать его; одну часть вина отъ него бери въ свое употребленіе, а другую доставляй въ нашъ домъ и разделяй больнымъ братіямъ. Онъ такъ и поступилъ, и одну часть вина отъ насажденнаго винограда разделялъ каждогодно больнымъ въ храме мучениковъ. Это онъ делалъ впродолженіе многихъ летъ и недавно предъ симъ скончался.

Одна женщина по селенію Афнетянка, по имени Асту, также страдала тяжкою болезнію, которой не могли распознать врачи. Она чувствовала внутри какъбы тяжелый свинецъ; три года она пробыла въ храме мучениковъ и после того причина болезни открылась — это бывшій въ ней камень наподобіе большаго яйца, всехъ приводящій въ удивленіе; она привесила его предъ ракою святыхъ, чтобы онъ на многія лета былъ памятникомъ чуда.