Collected Works, Volume 2

Этой пресладкой вестью, или Евангелием Господа нашего Иисуса Христа, утешайся, пе­чальная душа, согрешившая и кающаяся! Она и в жизни твоей, во время зноя духовного бу­дет прохлаждением, и в час смертного подвига живым утешением.

Пришел Сын Божий, грешников спасти, не таких и таких, а всяких, какие бы они ни были. Только бы покаялись, веровали в пришедшего грешников спасти Иисуса Христа – и рай им откроется рукой на Кресте распятого Христа.

Покайся и ты, грешник, и веруй в святое и сладчайшее Евангелие это, и, без сомнения, войдешь с разбойником в рай. Благословен Гос­подь Бог Израилев, что посетил народ Свой и со­творил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвес­тил устами бывших от века святых пророков Своих (Лк. 1:68–70).

10. Бедствующие люди и царь, их посетивший и им сострадающий

Если бы к людям, в плену находящимся и всякое страдание терпящим и ничего более, а только горькой смерти ожидающим, сам Царь их пришел и посетил их, и с ними бедствовать и для них страдать захотел, чтобы их от горь­кого того рабства избавить и в свое отечество возвратить, так велико и дивно было бы это дело, что все века его с великим удивлением славили бы. И воистину не может быть боль­шей любви, и милосердия, и снисхождения от своего Царя человеку подданному! Но Царь, хотя и высокое лицо, однако такой же человек смертный, как и подданный его, такая же зем­ля и пепел, такому же тлению подлежит, как и прочие люди. Чудно и всякое удивление превос­ходит то, что Бог, Творец неба и земли, Великий и Непостижимый, к нам, бедным, пришел и по­сетил нас, пришел в нашем образе к нам.

Дух Невещественный, плотью одушевлен­ной и нам подобной одевшийся, прежде веков от Отца, Бог от Бога, Свет от Света нетленно воссиявший, от Девы Неискусо­брачной и Пре­святой родиться изволил, и Ее Матерью на­зывать, и Ее Сыном называться – о чудо из чу­дес! Бог Рабу Свою Матерью Своей называть, и Сын Божий Сыном Девы называться благоизволил – и так Безначальный начался, Не­видимый стал видим, Неосязаемый осязался, Недоступный Херувимам и Серафимам, греш­никам до­ступный был. Царь Небесный на зем­лю сошел. Бог нам, людям, уподобился, с нами на земле жил, с нами и ради нас смирился. Все­могущий немощным, Всесильный бессиль­ным был. И что еще более чудно: Господь от рабов Своих злых, хуление, бесчестие, поно­шение, связывание, надругательство, посмеяние, укорение, суд и осуждение, оплевание, заушение, оболгание, оклеветание, биение, раны, на смерть ведение, ко Кресту пригвож­дение, и к беззаконным причтение кротко и волею претерпеть восхотел! Ради кого? Ради тебя и меня, сущих врагов Своих! Это такое великое и чудное дело, что издалека провидя его, пророк с ужасом воскликнул: Господи! Ус­лышал я слух Твой и убоялся. Господи! Разумел дела Твои, и ужаснулся (Авв. 3:1–2).

Удивляйся же и ты, христианин, этому ве­ликому делу Господа твоего, которого нет и не может быть больше. Пой и прославляй че­ловеколюбие Его, которого и пером описать, и умом понять невозможно. Воистину с про­роком можем воскликнуть: Господи! Что есть человек, что Ты открылся ему, или сын челове­ческий, что Ты помышляешь о нем (Пс. 143:3). Ради меня сошел с небес, да меня на небо воз­ведешь. Ради меня смирился, да меня возне­сешь. Ради меня сущий Бог вочеловечился, да меня Божественного естества Твоего при­частником сотворишь (2 Петр. 1:4). Ради меня плотью родился, чтобы мне духом родиться. Ради меня гонение претерпел, да меня, из­гнанного из рая, опять в рай введешь. Ради меня странствовать изволил, да меня, пле­ненного, в Отечество возвратишь. Ради меня похулен был, да врагу моему, клеветнику-диаволу, заградишь уста. Ради меня связан был, да меня от уз греховных разрешишь. Ради меня тужил, скорбел, печалился и пла­кал, да меня от скорби, печали и слез вечных избавишь. Ради меня обесчещен и поруган был, да меня прославишь. Ради меня к безза­конным причтен был, да меня оправдаешь. Ради меня, жизнь моя, смерть вкусил, да меня оживишь. Удивляюсь человеколюбию Твое­му! Пою милосердие Твое! Поклоняюсь глубочайшему смирению и снисхождению Тво­ему! Что воздам, Господу за все, что Он даро­вал мне (Пс. 115:3), нищий и убогий раб Твой?

Представляй, христианин, это великое дело перед умными очами своими чаще, и всегда будешь видеть чудо, большее всех чудес. Хо­чешь в любой день видеть чудо – в любой день о воплощении и страдании Христовом раз­мышляй. А от этого душеспасительного раз­мышления последует:

1) Вера живая. Если Христос за всех пост­радал и умер, то и за меня, и за тебя. Если Он – Спаситель всех, истинно в Него верующих, то и мой, и твой Спаситель. Этим размышле­нием возжигается светильник веры.

2) Последует надежда. Если Он за тебя столько по­страдал, то оставит ли тебя в нужде твоей? Если Он умер за тебя, то откажется ли помочь тебе в беде твоей? Может и хочет по­мочь тебе. Может – так как Премудр и Все­силен, хочет – так как Он Благ и любит тебя. От благости и любви Своей за тебя пострадал. Если же медлит – ждет терпения твоего. Итак, потерпи и ожидай Его. Непременно придет и не закоснит, так как верен в словах Своих.

3) Последует любовь к Нему. Он меня и тебя, врагов, так возлюбил, что и умер за нас. Нет ничего более этой любви! Посему, как нам такого Любящего не любить и любовью за лю­бовь взаимно не воздавать? Человека, какое-нибудь малое нам добро сделавшего, любим. Христа ли, Сына Божия, такого Высокого и Великого Благодетеля, не любить?

4) Последует послушание, ибо, чтобы лю­бящему любимого не оскорбить, неотменно должно ему послушание оказывать. А через послушание и любовь показывается, как и Сам Он учит: Кто имеет заповеди Мои и соблюда­ет их, тот любит Меня (Ин. 14:21).

5) Последует благодарность. Он не золо­том и сере­бром и не другой какой-нибудь це­ной, а честной Своей Кровью искупил тебя от вечной смерти. Так рассуждая, непременно убедишься благодарить Его от чистого сер­д­ца и от благодарности угождать Ему, как своему Великому Благодетелю. Нет, и не может быть ничего больше этого благодеяния. Это Хрис­тово благодеяние, нам, недостойным, оказан­ное, так велико, что за него никак и ничем и никогда воздать невозможно. Хотя бы ты сто или двести лет жил и каждый день жесточай­шее мучение терпел ради имени и чести Хри­стовой, то это ничто было бы против Его бла­годеяния. Поскольку и я, и ты, и все люди – ничто против такого высокого и великого Лица Христова. Ибо мы – люди, земля и пепел, Он – Господь и Бог наш, Который такое к нам по­казал снисхождение. За это требуется от нас всеусердное благодарение. Ибо чем большее благодеяние, тем большая за то должна быть благодарность.