Старец-утешитель

10 февраля.Не только сегодня, я и вчера хотел тебя взять, да все не

приходится. Билет на тебя вынимается все без выигрыша. Как ни вздумаю взять тебя, приходится кого-нибудь другого. Ну, ничего. За то попадет когда-нибудь на твою долю – раз! горазд... билет в 200 000 тысяч.

Ступай, не мешай нам. Погреб плохо сделан? Когда завалится – сделаем другой. Как так? Почему же не сделаны подпорки?

Будет жить не у тебя, а в больнице. А ты не проговаривайся, не зови. Да разве есть у тебя место? Будь осторожна, не зови. Ну как вы с М. поживаете? Да ты послушай: видишь, сколько народа, времени нет, не успеваю брать.

А ты не обращай на это внимания, будто как не видишь. Скажи ей когда-нибудь: «Губы дуть – ничего не дадут»... Ступай! Н. ми­риться приехала, нужно ее взять. Никак нельзя теперь, ни тайно, ни явно. Приехал сюда один господин, семь лет не готовился, и то архи­мандрит на сырной неделе не дозволил ему готовиться.

Что это такое? Бог благословит.

[Исповедь] 12 февраля 1887 г[ода]

Да, поминать мертвых нужно, в особенности до сорока дней. Рассказывала Е. В.: умер какой-то ее дальний родственник. Его ма­ло поминали. Приближался сороковой день, а по нем ни одной обед­ни, ни панихиды не отслужили. Снится он кому-то, говорит: «Мне очень нужно поминовение. Закажи отслужить по мне обедню, боль­шую панихиду и нищим милостыню раздать...». В это время лукавый в образе человека говорит: «Не верь». Умерший, не имея возможно­сти убедить в истине слов своих, уходя, сказал: «Хоть нищих-то не забудь». Действительно, очень важно поминовение и раздаяние ми­лостыни нищим. Долг любви к ближним требует стоять погребение и провожать умерших.

Покойный Император Николай I [ехал] один раз по улицам Пе­тербурга и видит: покойника везут, никто не провожает. Государь ос­тановил своего кучера и пошел провожать покойника. Народ видит, что Царь провожает покойника, собрался и пошел за ним. Государь обернулся к народу и сказал: «Господа!., много дел вам и некогда провожать умерших. Прошу вас... покойника проводить до могилы».

[Исповедь] 8 сентября 1882 года

Батюшка сказал: «Умудряйся. На деле виднее, как вести расход, всяк научается от дела и занятия. Если ничего не делать, то можно уничтожить плату». Кому поручить покупки? – Батюшка сказал: «На деле там виднее, – тому, кто способней это делать. Чего кто сто­ит, то и платить. А укоризна – это монашеская плата. От этого ни­кто не свободен. Всякому в свое время платится, одному меньше, другому больше. И за это, что кричишь, все-таки укоряй внутренно. Говорить говори им, что они не так делают, но нужно стараться себя удерживать от гнева, а то вредно для телесного здоровья, не говоря о душевном». Батюшка сказал: «Бог простит».

Исповедь 16 ноября 1887 г [ода]

Вот, надевай! Клади поклоны. Сейчас, только о. Иосиф] прине­сет свечку. Что ж не принес подсвечник? Разве у нас нет?.. Вот и ты, как о. Иосиф]. Давно нужно было надеть, а ты только теперь надева­ешь... Прежде читай, потом скажешь, что нужно. Давно хочу написать М., да все отрывают. Скажи ей, чтоб потерпела, как-нибудь выберу времечко, напишу. Читай. Бог да простит. Бог да простит. Сегодня апо­стола и евангелиста Матфея. Вспомни, кто он был? Грешник, мытарь, не только любил пить и есть, даже грабил... а кто стал? Ученик, апос­тол и евангелист! Во всех грехах покаялся. Исповедал пред всеми: «Кого чем обидел, возвращу четверицею». Видишь ли, за одну обиду вчетверо отдавал – стало быть, велики были его добродетели, что сде­лался учеником и апостолом. Вот и ты ему подражай.

Навезла много вещей, может и ненужных? Говорю тебе: взирай на добродетели апостола. Все оставил и пошел за Христом. Кайся, сми­ряйся, укоряй себя и старайся исправиться. Ну, славу-то кто тебе воз­давать станет? Другие страсти естественные: понравился кто или рас­сердилась... а славы-то искать ни с чем несообразно. Стало быть, не же­лаешь будущих благ, коли славы ищешь. Читай конец.