Text of the Festal Menaion in Russian

Светилен

Подобен: С учениками:

Ангельских сил военачальник / послан был от Бога Вседержителя к Чистой и Деве / благовествовать необычайное и неизреченное чудо: / что Бог, как человек, от Нее младенцем становится без семени, / воссоздавая весь человеческий род. / Благовествуйте, люди, возрождение мира!

Слава, и ныне:

Иной светилен

Подобен: Жены, услышьте:

От века сокровенное таинство / сегодня познается: / Бог – Слово Божие – Сыном Девы Марии / по милосердию становится, / и радостное благовестие возглашает Гавриил. / С ним все воззовем: / «Радуйся, Матерь Господня!»

На «хвалите» стихиры на 4, глас 1

Подобен: Небесных полков:

С небесных сводов слетев в Назарет, / Гавриил предстал Деве Марии, / взывая Ей: «Радуйся! / Ты зачнешь Сына, Который древнее Адама, / Творца всего и Искупителя взывающих Тебе: / Радуйся, Чистая!»

Со–вечное Слово Пребезначального Отца, / не разлучившись от Горних, / ныне предстало дольним, по крайнему милосердию, / исполнившись сострадания о нашем преткновении, / и, Адамову нищету приняв, / облеклось в чуждый Себе образ.

Гавриил, принеся Деве благовестие с небес, взывал: / «Радуйся! Ты зачнешь во чреве Твоем / Тобою Вмещаемого и не вмещаемого миром, / и явишься носящей в Себе / от Отца прежде утренней звезды Воссиявшего!»

Сверх–существенное Слово, / плотию вселившись в Тебя / по замыслу Отца, Богородица Дева, / воссоздало род наш, / падший от древнего проклятия. / Потому – «Радуйся!» – Тебе, Матерь Христова, / со Ангелом мы все взываем с верою.*

Слава, и ныне, глас 2,

Феофана Начертанного, епископа Никейского

От века сокрытая тайна сегодня открывается / и Сын Божий Сыном человеческим становится, / чтобы худшее приняв, преподать мне лучшее. / Был обманут в древности Адам / и, возжелав стать Богом, не стал; / человеком становится Бог, / чтобы богом Адама соделать. / Да радуется творение, да ликует природа, / ибо Архангел Деве со страхом предстоит / и приветствие «Радуйся!» приносит Ей взамен печали. / По сострадательной милости Своей вочеловечившийся, / Боже наш, слава Тебе!

Если суббота или воскресенье, поется славословие великое, ектении и отпуст. Если день постный, поем на стиховне дважды самогласную стихиру дня из Триоди и стихиру мученикам.

Слава, и ныне, праздника, глас 8: Да веселятся небеса и радуется земля, / ибо Сын, Вечный и Безначальный, как и Отец, / и сидящий с Ним на одном престоле, / сострадания исполнившись и человеколюбивого милосердия, / умалению Себя подверг / по благоволению и замыслу Отца / и вселился в девственное чрево, предочищенное Духом. / О, чудо! Бог среди людей, / Невместимый во утробе материнской, / Вечный во времени; / и всего преславнее, что и зачатие – без семени, / и умаление – невыразимо, и таинство – столь велико! / Ибо Сам Бог умаляется, и воплощается, и созидается, / когда Ангел Чистой о зачатии возгласил: / «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, / имеющий великую милость!»

Отпуст

Христос, истинный Бог наш, по молитвам пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, святых и праведных Богоотцов Иоакима и Анны и всех святых помилует и спасет нас, как благой и Человеколюбец.

Или, согласно греческой традиции: Ради нас, людей, и нашего ради спасения от Духа Святого и Марии Девы воплотиться благоволивший, Христос, истинный Бог наш, по молитвам пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, и всех святых помилует и спасет нас, как благой и Человеколюбец.