«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Преподобнейшая мать Феофания!

Милость Божия да будет с тобою!

Письмо ваше с нарочно присланным я получил, и при нем две просфоры, яблоки и подрясник. Усердно благодарю за ваши милости; подрясник сшит хорошо, а паче что легок для носки; я уже его и надевал. Господь Бог да наградит вас нетленною одеждою в будущей жизни; но когда угодно вашему преподобию меня наградить сею одеждою, для меня не неприятною, то я более употреблять буду ее во время священнослужения и вас буду поминать о здравии и спасении; я желаю вам усердно оного. Что же вы изволите упоминать о своих в жизни спасительной недостатках, не смущайтесь: сему должно быть по слову Священного Писания: Чадо, аще приступаеши работати Господеви, уготови душу твою во искушение(52). Но, по слову святого Апостола Павла: Искушение вас не достиже, точию искушение человеческое(53), то есть от сестер происходящее. Если чем ни есть недовольна, на сие сказать в себе должно: сыщется ли человек на земле, чтобы кто временным был доволен? Довольство бо наше от Бога, а не от временных благ или от человек. Если мысли гневные приразятся, вспомнить надобно слова святого Давида: Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся(54). Против гордости вспомнить должно слова Христа Спасителя: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем(55); на что более врачевание, как сие спасительное слово Божие против гордости? А притом следуют к тому же и слова святого Апостола Петра: Смиритеся убо под крепкую руку Божию, да вы вознесет во время: всю печаль вашу возвергше нань, яко Той печется о вас(56). Или в себе сказать: "Феофания, когда ты успокоишься? Надобно помыслить о будущей жизни, какое должен человек претерпевать беспокойство, ежели внутренно себя не успокоит?". Ежели вы кого не любите, вспомните слова святого Иоанна Богослова в соборном послании: ненавидяй брата своего или сестру, во тме есть и во тме ходит, и не весть, камо идет, и тма ослепи очи ему(57); или в себе сказать: "Феофания, доколе тебе во тьме пребывать, не лучше ли обратиться к свету незлобия?". Если мирское что ощущаемо будет в сердце, сказать, что я уже от мира удалилась и поручаю себя Богу. Подтверждает в том же святой Иоанн Богослов: Не любите мира, ни яже в мире: аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем: яко все, еже в мире, похоть плотская и похоть очима и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть. И мир преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки(58).

Возлюбленнии, ныне чада Божия есмы, и не у явися, что будем: вемы же, яко, егда явится, подобии Ему будем, ибо узрим Его, якоже есть. И всяк имеяй надежду сию нань, очищает себе, якоже Он чист есть(59). Я, с моей стороны, думаю, что вы не отвергнете тех святейших слов, которые я вам выше сего напомнил; ежели будете стараться их исполнять, довольно для вашего внутреннего спокойствия будет. Что делать, надобно преодолевать себя и свои смущения; а притом и сие сказать себе: Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой!(60) Кто из святых не терпел в здешней жизни разных приключений? Но они во всем уповали на Господа и успокаивались; вы в числе тех же имеете жребий; не ленитесь просить Господа и просите молитв святых, которые такие же были человеки, как и мы; а хотя и обленитесь, не отчаивайтесь милости Божией, яко Той печется о вашем спасении; подает вам здравие, внушает вам слово Свое; вы всегда Его слышите, когда священник читает Евангелие, также и слова святых Апостолов и святых Отцов. Каким образом исправлять жизнь свою? А в молитвах утренних и вечерних о чем просим Господа Бога и Божию Матерь? Сие должно помнить; ежели бы Господь Бог вразумил: всегда себя осуждать, всегда укорять себя, всегда на себя гневаться, а притом всех почитать за святых, а себя хуже всех, великое бы дело было, дело Божие! По слову святого Давида: смирихся, и спасе мя(61). На сердца смиренных Бог призирает. Ежели вы теперь имеете пребывание в святой обители и не почитаете оную земным Небом, как можете получить селение небесное? Потому, когда здесь не можем быть спокойны, с беспокойством как можем быть в таком месте, где все спокойны и, яко Ангелы Божии, всегда пребывают во услаждении и созерцании лицезрения Божия? Ныне и мы должны созерцать Бога, но в гадании, а тогда лицом к лицу(62) Его Божественному! К Причастию Божественных Тайн, чем чаще будете приступать, тем более освещаться ваша будет душа; но должно приготовляться к сему Божественному Таинству безгневанием и примирением от чистого сердца. Когда мы причащаемся Святых Тайн, невидимо принимаем в худую нашу храмину Христа, Сына Божия, а где едина Ипостась, тут и вся Святая Троица. Сколько Господь к нам милосерд! Но мы сего не понимаем. Даруй, Боже, нам духовно жить, духовно мыслить, полезное говорить, всех любить, всех почитать внутренне, а не пренебрегать, не завиствовать, не враждовать.

Итак, будет Бог мира с нами, сего желая вашему преподобию, пребуду вашего преподобия усерднейший всех благ желатель, недостойный старец

архимандрит Феофан.

22 марта 1820 года

[Р.S.] Матери игуменье прошу объявить мой поклон и со всеми сестрами. Да будет Бог мира между матерью игуменьею и сестрами, чтобы жизнь провождаема была по воле Его святой! Сего от нас требуют как на Небеси, так и на земле. Всем за усердие мое благодарение. Мое в том только желание и состоит, чтобы все вели жизнь, угодную Господу Богу, мирные и спокойные. Великое было бы дело, ежели бы подобную жизнь провождать живущим святым на Небеси: в полезных мыслях, в молитве, в благодарении за все Его Божественные и неизреченные милости.

Письмо 10

Преподобнейшая мать Феофания!

Милость Божия да будет с тобою!

Письмо ваше и две просфоры я получил, нижайше благодарю за просфоры и за поздравление с превеличайшим и радостным праздником Воскресения Господа нашего Иисуса Христа; а с моей стороны я желаю вашему преподобию, чтоб Воскресший Господь Иисус Христос, Сын Божий, всегда был в памяти вашей и имя Его во устах ваших.

Вы жалуетесь на себя, что нравы ваши хуже становятся; советую вам на сие относиться к себе же такими словами: "Феофания, опомнись, в каком ты звании и чем ты занимаешься? Вспомни, что ты причислена к жителям небесным; посмотри на житие святых преподобных матерей, как они жили на земле, как исправляли свои нравы,—должно и тебе подражать их жизни. Они гордились ли? Гневались ли? Враждовали ль? Беспокоились ли? Но сего в них — когда расположились работать Господу — не было; а были, яко агнцы или агницы, незлобивы, и за незлобие Господь их приял в небесные Свои кро-вы; а ты, Феофания, где живешь? В простом ли доме? Бог тебя призвал к Себе в служение, в сие земное Небо, в святую обитель! Будь покойна, почитай всех за Ангелов Божиих". И так себя поувещевайте, и нравы свои приводите к незлобию и душевному смирению; а Бог призирает на смиренные сердца: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит(63) и смиренным же дает благодать(64); вот что приятно Господу Богу, смиренное сердце. Ежели будете говорить, "что не можете стяжать сего", и я с моей стороны тоже скажу, что мы сами собою доброго сделать ничего не можем без помощи Божией; должно просить Его Божественную благость, по слову Его святому: Просите, и дастся вам(65). Итак, не должно нерадению себя предавать; Господь Бог не многих словес в прошении нашем требует, а сказать только: "Господи, Ты видишь мою слабость, даждь ми исправление и сподоби мя любити Тя от всей души моей и помышления; и подаждь ми благодать Свою любить начальницу и сестер моих; и подаждь мне усердие протекать на церковное пение, приносить мою недостойную молитву с молящимися и всегда за все Твои ко мне благодеяния благодарить Тебя, Создателя моего! Ты Отец мой милосердый и Бог мой!". И так Господь Бог, видя твое усердие, и подаст исправление в жизни твоей.

Итак, желая вашему преподобию всякого благополучия и спасения, пребуду усерднейший всех благ желатель