«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

[Р.S.] Матери игуменье прошу объявить мой поклон и со всеми сестрами. Да будет Бог мира между матерью игуменьею и сестрами, чтобы жизнь провождаема была по воле Его святой! Сего от нас требуют как на Небеси, так и на земле. Всем за усердие мое благодарение. Мое в том только желание и состоит, чтобы все вели жизнь, угодную Господу Богу, мирные и спокойные. Великое было бы дело, ежели бы подобную жизнь провождать живущим святым на Небеси: в полезных мыслях, в молитве, в благодарении за все Его Божественные и неизреченные милости.

Письмо 10

Преподобнейшая мать Феофания!

Милость Божия да будет с тобою!

Письмо ваше и две просфоры я получил, нижайше благодарю за просфоры и за поздравление с превеличайшим и радостным праздником Воскресения Господа нашего Иисуса Христа; а с моей стороны я желаю вашему преподобию, чтоб Воскресший Господь Иисус Христос, Сын Божий, всегда был в памяти вашей и имя Его во устах ваших.

Вы жалуетесь на себя, что нравы ваши хуже становятся; советую вам на сие относиться к себе же такими словами: "Феофания, опомнись, в каком ты звании и чем ты занимаешься? Вспомни, что ты причислена к жителям небесным; посмотри на житие святых преподобных матерей, как они жили на земле, как исправляли свои нравы,—должно и тебе подражать их жизни. Они гордились ли? Гневались ли? Враждовали ль? Беспокоились ли? Но сего в них — когда расположились работать Господу — не было; а были, яко агнцы или агницы, незлобивы, и за незлобие Господь их приял в небесные Свои кро-вы; а ты, Феофания, где живешь? В простом ли доме? Бог тебя призвал к Себе в служение, в сие земное Небо, в святую обитель! Будь покойна, почитай всех за Ангелов Божиих". И так себя поувещевайте, и нравы свои приводите к незлобию и душевному смирению; а Бог призирает на смиренные сердца: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит(63) и смиренным же дает благодать(64); вот что приятно Господу Богу, смиренное сердце. Ежели будете говорить, "что не можете стяжать сего", и я с моей стороны тоже скажу, что мы сами собою доброго сделать ничего не можем без помощи Божией; должно просить Его Божественную благость, по слову Его святому: Просите, и дастся вам(65). Итак, не должно нерадению себя предавать; Господь Бог не многих словес в прошении нашем требует, а сказать только: "Господи, Ты видишь мою слабость, даждь ми исправление и сподоби мя любити Тя от всей души моей и помышления; и подаждь ми благодать Свою любить начальницу и сестер моих; и подаждь мне усердие протекать на церковное пение, приносить мою недостойную молитву с молящимися и всегда за все Твои ко мне благодеяния благодарить Тебя, Создателя моего! Ты Отец мой милосердый и Бог мой!". И так Господь Бог, видя твое усердие, и подаст исправление в жизни твоей.

Итак, желая вашему преподобию всякого благополучия и спасения, пребуду усерднейший всех благ желатель

архимандрит Феофан. 6 апреля 1820 года

Письмо 11

Преподобнейшая мать Феофания!

Милость Божия да будет с тобою!

Письмо ваше от 18-го числа сего месяца я получил 20-го и просфору; нижайше благодарю за усердие. Послушник письмо ваше с просфорою отдал мне, когда человек ваш уже отправился из монастыря, и потому я тогда на оное и не отвечал; ныне же уведомляю ваше преподобие, что я в день праздника Преполовения, во время служения моего, на проскомидии вынимал частицы из просфоры общей о здравии и спасении матери игуменьи вашей, о вас с сестрицею и прочих сестер, а которых помню, за каждую порознь. Даруй, Боже, чтоб вы здоровы были душою и телом и послужили Господу Богу с горящею к Нему любовью, радовались, а не скорбели и во исправлении своей жизни не отчаивались; ежели бы не положено было покаяние грешнику во спасение, то мы бы самые несчастливые в здешней маловременной жизни жители были. Господь Бог сколько милосерд к нам, что велит отпускать грехи в день до седьм крат седмерицею(66), а почему так много? Войдите в мысли свои, сколько оных в уме или душе вашей перебывает ежеминутно, для того должно ежеминутно и каяться и говорить: "Господи, согрешила, прости! Господи, даждь ми мысль благу! Господи, даждь ми исправление!". Ежели будете примечать мысли свои в воображении и истреблять худые и стараться насаждать добрые духовные, то и можете мало-помалу исправить жизнь свою; вы еще новоначальные, только что вступили в духовную сию науку и жизнь; в скором времени не можете истребить мирские нравы, мирские привычки, мирские шутки и слова, а [они] долго еще мечтаться будут и подделываться к словам Священного Писания; и для того нужно смирять себя и обращаться к своему ничтожеству, что земля, и пепел, и червь, а не словесное животное, и как святой Давид говорит: скотен бых у Тебе(67), смирихся, и спасе мя(68); а в смирении все добродетели заключаются: смиренный гордиться, тщеславиться, завидовать, враждовать, осуждать, гневаться, противоречить, отчаиваться и беспокоиться не может. Постарайтесь приобрести оное; Христос, Сын Божий, будет вам примером, по слову Его святому: научитеся от Мене,— говорит Он пречистыми Своими устами,— яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым(69). Вот отчего вы беспокоитесь, что еще не достигли сего дара: Просите, и дастся вам(70); не многих слов требуется, а только вам простенько сказать: "Господи, даждь ми смирение!". Даруй, Боже, оное вам получить! Ежели причащались Святых Пречистых Тайн, поздравляю вас, и да будет сие вам во исцеление, очищение, просвещение, сохранение и спасение души и тела. А паче причащением Священных Тайн живущего иметь в себе Христа, Сына Божия, со Отцом и Святым Духом. Вы, может быть, почтете, что я от себя сие написал, превыше понятия нашего тайну? Не от себя, а взял из Канона 9-й песни ко Причащению готовящихся. Какое к нам Его снисхождение! Зовет к Себе, увещевает, обещает с нами жить, в нас обитать в здешней жизни, а в будущей наследниками делает Царствия Своего Небесного; а мы все сие пренебрегаем и занимаемся сонным мечтанием и не хотим воли Его исполнить. А чего Он требует от нас? Паче всего смирения, Сам смирив Себя и послушлив быв даже до смерти(71). Немного нам в здешней жизни пожить, хотя что и скорбное потерпеть, только с благодарением и со смирением, а потом получили бы покойную жизнь как в здешней, а паче в будущей жизни, бесконечной и ум превосходящей, яже уготова Бог любящым Его(72).

За сим, желая вашему преподобию всякого благополучия и милости Божией, пребуду усерднейший всех благ желатель, недостойный

архимандрит Феофан.