Church-Historical Narratives of Public Content and Presentation: From the Ancient Times of the Christian Church

______________________

Христианский писатель начала IV в. Лактанций, сравнивая гладиаторские игры и театр по их влиянию на нравственную природу человека, более вредным считает влияние театра. Этот талантливый писатель в немногих словах, в которых он выражает свой взгляд на театр, высказывает много тонких наблюдений и глубоких соображений. "Не знаю, - пишет он, - разврат театральный не преступнее ли разврата, происходящего от зрелища сражений. Комедия чаще всего представляет более распутных молодых девиц, подвергшихся соблазну, нежели женщин замужних, преданных любви. Чем с большим искусством и приятностью поэты описывают эти беспорядки, тем глубже их мнения укореняются в уме, и тем сильнее их заблуждения запечатлеваются в памяти. Трагедии не заключают в себе ничего иного, кроме отцеубийств и прелюбодейств злых государей. Бесстыдные телодвижения актеров внушают одно сладострастие. Представляя мнимые блудодеяния, они учат творить их действительно. Каких впечатлений не оставляют эти грязные представления в уме молодых людей, когда они видят, что весь свет присутствует там без зазрения совести! Вожделение, входящее скорее через глаза, нежели через другие чувства, зажигается в их сердце. Они одобряют мерзости, смеясь над ними; после чего как молодые люди, чью невинность не должно развращать, так и старики, которые не в состоянии уже грешить, возвращаются домой еще более развратными, нежели когда отправлялись в театр. Следовательно, - заключает христианский учитель, - надо избегать всякого рода зрелищ, дабы они не вселяли беспокойных волнений в души и дабы прелести сладострастия не отвлекали нас от служения Богу и от исполнения добрых дел"*. Таким образом, и по воззрению этого писателя театр служит одному развращению нравов.

______________________

* Лактанций. Божественные наставления. Кн. 6, гл. 20.

______________________

Церковные писатели IV и V в. говорят о театре с таким же негодованием, как и писатели более ранние, и это совершенно естественно. Хотя с началом IV в. государственная власть переходит в руки христианских императоров, однако же театры, как мы заметили об этом в свое время, мало чем улучшились в сравнении со временами языческих императоров. А христиане со своей стороны не только избегали театров, но еще более пристрастились к ним. В этом отношении они ничем не отличались от язычников. Из писателей IV в. приведем воззрения на театр св. Василия Великого и св. Кирилла Иерусалимского. Их основная точка зрения на предмет остается той же, какой она была у прежних церковных учителей. По суждению св. Василия, театр есть "училище распутства". "Есть города, - говорит он, - в которых жители с раннего утра до глубокого вечера насыщают взоры всякого рода представлениями кудесников, и сколько ни слушают каких-нибудь нескромных и неблагочинных песен, от которых в душах зараждается много бесстыдства, однако, не могут их наслушаться. Многие даже почитают таких людей счастливыми, потому что они, оставив торговлю или занятие ремеслами, необходимыми в жизни, в праздности и забавах проводят определенное им время жизни, не зная, что позорище, обильное нескромными зрелищами для присутствующих в нем, служит общим и народным училищем распутства, и что самые стройные звуки свирелей и блудные песни, запечатлевшись в душах слушателей, не побуждают ни к чему иному, как только к бесчинству"*. Внушения св. Кирилла относительно театра кратки. Обращая речь к новообращенному христианину, он так убеждает его: "Не будь страстным любителем зрелищ, где увидишь непотребства лицедеев, производимые с оскорблением и всяким бесстыдством, и неистовые пляски женоподобных мужей. Страсть к зрелищам есть дьявольская гордыня"**.

______________________

* Св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. С. 61 (Твор. Василия Великого. Перевод Московской Духовной акад. Ч. I. Изд. 10-е).  ** Св. Кирилл Иерусалимский. Слова тайноводственные. С. 358 (Твор. св. Кирилла. Пер. Московской Духовной академии. Изд. 1-е).

______________________

Бурным потоком льются обличения у св. Иоанна Златоуста (конец IV и начало V в.), когда он говорит против зрелищ и именно театра. Он видел, как христиане все более и более соблазняются театром, и это побуждает его к сильному порицанию склонности к зрелищам. Златоуст не вдается в подробные описания характера сценических представлений, как это делали обличители театра III в. - он проницательно всматривается в душу любителя театров, разбирает впечатления, производимые им на нее, указывает вредный характер этих впечатлений и раскрывает все следствия их для семейной жизни. "Какое же, скажешь, здесь нечестие? Ты наполнен прелюбодеяния, - отвечает славный оратор, - и спрашиваешь: какое нечестие? Или ты не слышал слово Христа: иже воззрить на жену, ко еже вожделети ю, уже любодейсшвова съ нею в сердце своемъ (Мф. 5,28)? А что если я, скажешь, буду смотреть не ко еже вожделети? Но как ты можешь убедить меня в этом? Кто не воздерживается от того, чтобы смотреть, но прилагает к этому такое усердие, как тот может после созерцания оставаться чистым? Разве тело твое - камень? Разве оно - железо? Ты облечен плотью человеческой, которая быстрее соломы воспламеняется от похоти. И что я говорю о зрелище? Часто и на площади, встретившись с женщиной, мы смущаемся, а ты, сидя вверху, где столько побуждений в нескромности, видя блудную женщину, входящую с обнаженной головой, с великим бесстыдством, одетую в золотые одежды, делающую нежные и обольстительные телодвижения, поющую блудные песни и развратные стихотворения, произносящую срамные слова и совершающую такие непристойности, какие ты, зритель, представляя в своем уме, потупляешь взор, - как смеешь говорить, что ты не испытываешь ничего человеческого? Разве тело твое - камень? Разве оно - железо? Разве ты любомудреннее тех великих доблестных мужей, которые пали от одного такого взгляда? Не слышал ли ты, что говорит Соломон? Или ходити кто будешь на углiях огненныхъ, ногъ же не сожжешь ли? Ввяжешь ли кто огнь въ недра, ризъ же не сожжешь ли? Тако вшедый къ жене мужатей (Притч. 6,27-29). Ибо хотя ты и не имел совокупления с блудницей, но имел с ней связь пожеланием и сделал грех волей. И не только в то время, но и тогда, когда окончится зрелище, когда она уже уйдет, в душе твоей остается ее образ, слова, одежды, взгляды, походка, стройность, ловкость, прелюбодейные черты, и ты уходишь, получив множество ран.

Причина этого в том, что ты возвращаешься домой не один, а приводишь с собой блудницу, входящую не явно и открыто, что было бы сноснее, ибо жена тотчас выгнала бы ее, но сидящую в твоей душе и в сознании, и воспламеняющую внутри тебя вавилонский, и даже гораздо сильнейший, пламень; и все у тебя приходит в беспорядок. Как больные горячкой, не имея никакой причины обвинять прислуживающих им, по дурному влиянию болезни бывают недовольны всеми, отталкивают пищу, оскорбляют врачей, гневаются на домашних и обижают служащих: так точно и одержимые этой тяжкой болезнью беспокоятся и негодуют, постоянно представляя себе ту блудницу. О, тяжкие дела! Волк, лев и прочие звери, бывая ранены стрелой, убегают от охотника, а человек, одаренный разумом, получив рану, стремится к той, которая ранила его, чтобы получить еще жесточайшую рану, и находит удовольствие в этой ране; это прискорбнее всего и производит неизлечимую болезнь. Ибо кто не ненавидит свою рану и не хочет избавиться от нее, тот как станет искать врача? Потому-то я скорблю и терзаюсь, что вы приходите оттуда, получив такую заразу, и за малое удовольствие навлекаете на себя непрестанное мучение. Подлинно еще прежде геенны и тамошнего мучения, вы уже и здесь подвергаете себя крайнему наказанию. Не крайнее ли, скажи мне, мучение питать такую похоть, постоянно воспламеняться, везде носить с собой огонь непотребной любви и угрызения совести? Как ты приступишь к порогу этого святилища? Как прикоснешься к небесной трапезе?"*

______________________

* Св. Иоанн Златоуст. Слово против зрелищ. С. 341-344 (Слова и беседы на разные случаи. Т. П. Изд. С.-Петерб. Духовной академии).

______________________